Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

С таксой

Такса. Эта древняя порода собак редко кого оставляет равнодушным. Даже неохотники всегда замечают этих длинных собак с не по-собачьи умным взглядом темных всем интересующихся глаз.
Мое знакомство с породой началось со случайно появившегося у нас в семье черно-подпалого кобеля по кличке Макс.

   Сухой, как махан, только кожа, мышцы и костяк, суровый не по размеру кобель считал себя абсолютно равным человеку и требовал уважения от окружающих. Злоба к зверю его была такова, что казалось, ничто не способно отвлечь его от "работы". Даже приезжая на вязки, он сначала обследовал территорию на предмет выявления "объекта". При этом никогда, ни разу в жизни он не проявлял агрессии к людям, а тем более к детям. Позднее, прочитав книгу г-жи Муромцевой "Такса", я обнаружил, что все знаменитые производители прежних времен отметились в родословной Максика. Удивительных способностей был пес, переплывал водные пространства шириной до 200 метров, умел лазить по деревьям и ронял "планку" при виде зверя. И при этом был ласковой, трогательной и мудрой собакой в обществе людей.
    Спустя девять лет я, уже став охотником, решил, что "у человека должна быть собака". И тут обнаружилось, что в породе есть "и прекрасное, и новое; но что прекрасно, то не ново, а что ново, то, увы, не прекрасно…" Проще говоря, есть охотничьи собаки, экстерьер которых зачастую далек от того, что стоило бы называть таксой, и есть шоу-таксы, которые поколениями не видели зверя. Но я все-таки нашел объявление о помете, в котором смешался ADMIRAL OF LADY JOAN, интерчемпион бельгийских кровей, с дипломами по лисе и кровяному следу, и ВАЛЬДА, яркая представительница старых рабочих кровей, собака, перед качествами которой я всегда снимаю шляпу. Так в семье появилась рыжая девочка Анита, которая со временем доказала свое право называться чемпионом Украины (6 САС), а также подарила и продолжает дарить мне массу эмоций от норной охоты.
    Итак, что надо для такой охоты кроме собаки? О, тут перечень несколько шире, чем ружье, патроны, термос и бутерброды. Но начинается список, конечно, с ружья, лучше всего полуавтомата, в идеале с коротким стволом и "цилиндром". Потому как стрельба обычно ведется накоротке в очень неудобных для стрельбы условиях (бугры, заросли, завалы) по внезапно появившемуся быстрому и хитрому зверю. Хотя нередки норы и посреди поля (или на склоне оврага), где зверь (а в 90% случаев это лиса) после выхода из норы как на ладони. Но готовы вы должны быть к случаю, когда трудно, а не когда легко. Кроме того, всегда следует предполагать, что лиса в норе не одна. Бывает и две, а в период лисьих свадеб в норе может оказаться лиса в сопровождении двух, трех и даже четырех женихов - вот тут и пригодится многозарядка.
    Патроны, конечно, бесконтейнерные или даже "дисперсант". Ибо приоритет - широкая осыпь накоротке. Дробь от тройки и до нулей (сильно укрупняться не стоит - дистанция такова, что ширина и одновременно плотность осыпи важнее возможности "достать на пределе").
    А далее в списке появляются сугубо "норные" принадлежности.
    Лопата. К сожалению, норная охота - это постоянная опасность для собаки. Поэтому инструмент для раскопки норы должен быть с вами, а вы, в свою очередь должны иметь как моральную, так и физическую (норы могут быть и четырехэтажные) готовность этот инструмент применить.
    Для того чтобы кратчайшим путем раскопать собаку, если, не дай бог что, вам понадобится поисковик (не GPS-навигатор для лаек/гончих, а именно поисковик для норных, показывающий местонахождение на площади и глубину). Прибор не обязательно присутствует в списке у норника, но если собака для вас не инструмент, а друг, то поисковик - must have . Пусть у вашего друга будет лишний шанс на спасение.
    Топор будет совсем не лишним, особенно если в вашей местности преобладают леса и норы в корнях деревьев.
    Ну и совсем специфический "девайс", не знакомый прочим охотникам, - разжимка. Представляет собой деревянную лопаточку, которую используют для разжимания челюстей собаки, если лиса уже убита, а собака продолжает ее трепать. Дело в том, что все норные обладают мертвой хваткой, и разжать собачьи челюсти руками невозможно.
    Далее перчатки - обычные хирургические. Достаточный запас. Ибо контактировать с кровью и слюной лисы - неизменного потенциального    переносчика бешенства - незащищенными руками не стоит.
Скальпель - ведь вам нужна не тушка, а шкурка, и снимать ее надо аккуратно.
    Мыло хозяйственное - бытует мнение, что именно этот продукт хорошо убивает вирус бешенства, а поскольку тормозок в списке тоже есть, то МОЙТЕ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ.
    Лиса зачастую дорого отдает свою жизнь и успевает попортить собаке внешний вид, тут бывают варианты:
- повреждения сильны и вызывают беспокойство за жизнь собаки - в таких случаях немедленно к ветеринару;
- повреждения не вызывают опасений за жизнь питомца, тогда раны просто промываются, например хлоргексидином. Особенно глубокие можно и зашить на месте, но я обычно обхожусь без полевой хирургии. А вот глаза собаки после работы в норе промываю - они практически всегда бывают запорошены землей.
    Весьма полезная вещь - переноска для пса. Делается она обычно из дерева, что позволяет и собаку перевозить в машине, и присесть на нее перед норой, а если собака вышла из норы или ожидает своей очереди на пуск - держать ее внутри, не отвлекаясь на поводок.
    Открывается охота на лису (и другого пушного зверя) в ноябре, но частенько из-за позднего начала зимы, шкурка лисы в это время еще не набрала "кондицию", мездра еще темная. Так что лиса становится трофеем лишь с наступлением морозов. Для добычи этого трофея необходимо хорошо знать угодья, постоянно обновлять список нор, обнаруженных в этом сезоне. Особенно интересны норы, где летом были выводки. Формально лисьи семьи осенью уже распались, но молодые лисы поначалу часто посещают места, где родились и выросли. Вдобавок к этому начало сезона охоты "на пушного" совпадает с массовым выездом охотников в угодья за зайцем. Их цепи, бродящие по угодьям в разных направлениях, способствуют заходу лисы в норы. Во всяком случае у нашей компании начало сезона богато на встречи с лисой именно в норе.
    В дальнейшем лиса начинает заходить в норы в основном в непогоду или во время гона, тогда там может находиться сука и несколько ее ухажеров. Следует внимательно отслеживать признаки начала лисьих "свадеб": парные следы в камышах, характерные проплешины, оставленные кобелями, в снегу перед норой, обильно помеченная территория вокруг норы. Дело в том, что в конце сезона, когда лисы готовятся к щенению, риск для собаки сильно возрастает. Беременная, а тем более щенная лиса никогда не выйдет из норы и биться будет насмерть.
    В успехе охоты на лису с норной собакой большое значение играет удобство собственно норы. Тут следует делать правильный выбор между пуском собаки в нору и переездом на новую локацию. По моему мнению, градация сложности нор для работы собаки начинается с труб. У нас есть одно место, особенно богатое на такие "норы", это бывшая воинская часть. Когда-то здесь стояли зенитчики со своими ракетами. Все было построено на совесть… но то, что было построено на века, растащили, да так лихо, что только кое-где еще есть остатки капониров для техники, которые разбирают на кирпич нанятые для этого хлопчики. Здесь мы проверяем все старые трубы системы канализации, все шахты прокладки кабелей, все ливневые системы. Характерным эпизодом охоты здесь можно считать такую ситуацию: "…Отпустив собак с поводков, двигаемся наискосок к машинам. Таксы деловито снуют по брустверам и всем видом показывают, что лисы были… но ушли на "дальний кордон". Тут Анита начинает суетиться на куче кирпича, там, под капониром, - кусок системы коммуникаций. Я подхожу поближе, Анита вертится перед отверстием в два кулака. Наконец, приняв решение, она штопором вкручивается в нору. Бок, спина, другой бок - и она под землей. Я занимаю позицию повыше и беру под контроль второй выход, метрах в 10 внутри капонира. И вот Анита дает голос. Слышно, как она давит зверя к выходу. Отчетливо доносятся гулкое "бам-бам-бам" и "кхеканье" лисы. Зверь переходит в контратаку и оттесняет Аниту на первоначальную позицию, однако девица, перехватив инициативу, снова продавливает лису к противоположному выходу. Атаки становятся все яростнее, звуковое сопровождение усиливается, борьба набирает силу, и вот крупный лисовин эвакуируется из норы со всей возможной скоростью. Бросается на бруствер, но, остановленный сосредоточенным огнем, падает на вершине… Осматриваем трофей. Лис крупный, полностью одевшийся в зимнюю шубку очень красивого красно-рыжего окраса. Осматриваю Аниту - черт возьми, она сумела выставить этого чертяку без единого повреждения на своей мордахе…"
    Тем и хороши трубы, что в них лисе трудно держать оборону - сечение обычно позволяет собаке двигаться без значительных затруднений, а также отсутствуют перепады по высоте, места, в которых лиса может "встретить" собаку.
    Собственно, почти так же хороши и естественные норы, имеющие аналогичную конструкцию "вход-труба-котел-труба-выход". Хотя бывает, что простая с виду нора на самом деле имеет множество сюрпризов. Оказывается частью крупного подземного жилища, или двухэтажной, или с несколькими слепыми ходами внутри. И на такой норе все может или решиться быстро, особенно если при подходе охотники соблюдали тишину, или затянуться надолго, если лиса услышала, а тем более увидела человека.
    Далее в моем рейтинге идут выводковые и старые барсучьи норы. Такие норы удобны для работы, поскольку обычно имеют просторные ходы и значительное количество отнорков, что дает возможность собаке напористо и активно атаковать лису, мастерить, меняя места и направления атаки. Лиса, кстати, в такой норе часто перемещается с места на место, а значит, с высокой долей вероятности будет выгнана собакой на поверхность. Тут, как и в случаях со всеми норами, главное при подходе и ожидании - не подшуметь и не дать зверю себя увидеть. Иначе лиса в такой разветвленной норе будет сидеть до последнего. Но у таких нор существуют и недостатки. Их конструкция изначально не отличается простотой, а по мере появления в них все новых поколений лисиц, а тем паче барсуков, площадь, занимаемая норой, ее этажность и протяженность могут возрастать многократно и совершенно непрогнозируемо для охотника. В случае попадания собаки в беду шансы докопаться до нее в такой сложной норе значительно уменьшаются.
    И самая неудобная для работы собаки нора - это типичное лисье творение, одноходовая нора с тупиком. И хорошо, если у норы котел имеет хоть сколько-нибудь значительные размеры, тогда вязкая, азартная, злобная собака имеет шанс, проломив оборону лисы, ворваться в котел и, поменявшись местами со зверем, выгнать его на поверхность. В этом случае опытная собака может и избежать травм, а вот если котел незначителен или расположен так, что лисе удается держать оборону, то дело затянется. В теории действия собаки в такой ситуации предельно просты: невзирая на лисьи укусы, сблизиться на минимальную дистанцию и, произведя хватку по месту, вытащить зверя на поверхность. Однако так гладко бывает только в рассказе бравого норника, который рекламирует свою собаку с какой-то целью, либо материальной, либо так… самолюбие потешить. В реальной охоте такие действия влекут лишь значительные травмы морды собаки. Как мне кажется, в данном случае собака должна доставить лисе максимальное беспокойство, фехтовать, делать хватки и в случае невозможности совершить размен или хватку по месту - отступить. Этот момент является ключевым при работе собаки в норе. Не желая более быть атакованной, лиса обязательно покинет тупик, как только собака отойдет от него и освободит лисице путь из норы. Идеально, если собака, выйдя из норы, берется охотником на поводок. Тогда от нескольких секунд до нескольких минут ожидания могут подарить вам лису. Если у собаки с лисой был контакт, то зачастую зверь покидает нору после первого отхода собаки и, как правило, уж обязательно сделает это после второго либо третьего. Но зная, в какие по сечению дыры может залезть лиса, скажу, что иногда тупиковая нора дает нам лишь дырки на морде у собаки, а лиса может держать там оборону долго и успешно. Продолжение следует...
Русский охотничий журнал

Олег Озерский

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2016. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.