Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

За козлом… на Балеарские острова

Мой друг, охотник, узнав, что в начале мая я лечу на Майорку поинтересовался:
- А почему на Майорку, почему не на охоту?
- Лечу на Майорку стрелять козлов. - Не задумываясь ответила я.
- А что, в Москве козлы кончились? - Искренне поинтересовался друг.

    Жемчужина средиземного моря
Балеарские острова составляют архипелаг небольших островов в Средиземном море. Они одинаково удалены от юга Франции, севера Африки и Пиренейского полуострова. Архипелаг состоит из четырех крупных островов: Майорки, Менорки, Ибицы, Форментера и нескольких мелких.
    Майорка - самый большой остров архипелага. Даже название переводится с латинского как "Самый большой". Остров делится на три области. Две горных - одна тянется с северо-востока на юго-запад, другая вдоль восточного побережья. Между ними расположена центральная равнина. Рядовому россиянину, да впрочем, и любому рядовому иностранцу, Майорка известна как туристическая мекка. Мой же первый взгляд на Майорку был, если можно так выразиться, со стороны охоты.
    Каждая охотничья территория на Майорке (средний размер угодий где-то около 2000 га) имеет Сертификат Качества, выдаваемый Департаментом Охраны Природы при Правительстве Балеарских островов. И только 6 территорий 1-й Категории. Угодья, которыми распоряжается Томеу Берга, находятся на полуострове Форментор и относятся к 1-й Категории. А это значит, что практически все животные, обитающие на этой территории - чистокровные. И хотя большая часть территории хозяйства это горы и ходить приходится много, для особо "ленивых" могут организовать охоту "на машине" с минимум ходьбы. По словам Томеу, в угодьях на данный момент обитает около 30 козлов с "золотыми" рогами, отведенных под отстрел. Больше, чем во всех остальных.
    Обычно на охоту на балерианбока отводят 1-3 дня. Если есть желание "пострелять" то можно поохоться на птицу - фазана, куропатку.
    Селят охотников в один из самых фешенебельных отелей Майорки - отель Форментор, а если группа большая и хочет жить приватно, то на его виллы Cases Velles. Здание отеля, построенное в классическом стиле, утопает в зелени деревьев. Изысканная отделка комнат, чистота и услужливость персонала, нежные ароматы субтропических цветов...
Регулярно в отеле останавливаются знаменитости из мира политики и шоу-бизнеса. За всю историю отеля его выбирали для своего отдыха множество известных людей. В свое время гостями отеля были Уинстон Черчилль, Жак Ширак, Одри Хепберн, Грейс Келли, Лоуренс Оливье и многие другие известные персоны. Из россиян в отеле побывал Михаил Горбачев.
    Меня поселили в номер, в котором раньше останавливался Уинстон Черчилль. Об этом свидетельствовали надпись на стене перед номером и портрет политика на стене.
О козлах и не только
    Козлов, в общем-то, везде предостаточно, причем очень разных. Но, тот, за которым поехала я, такой один. Ну, конечно, он не один на белом свете, их целая популяция, но всего одна.
    А отправилась я за Балерианбоком или балеарским козлом, он же майоркинский - эндемик, и водится, соответственно только в одном месте - на Майорке. На сегодняшний день на острове осталось всего около 300 трофейных экземпляров. И не удивительно, что отстрел каждого козла (пусть даже не трофейного) строго учитывается специальной службой. В Испании она называется "Агентство окружающей среды". Сотрудники агентства тщательно измеряют каждый добытый трофей, удостоверяют "чистоту животного" (в угодьях вполне можно встретить гибрид, ибо майоркинский легко вяжется с другими козлами) заполняют оценочные листы по системам CIC и CSI (на выбор клиента), выписывают сертификат качества, и еще целую кучу других (местного значения) бумаг, назначение и смысл которых я так и не поняла.
    Тут я хочу вернуться к самому началу повествования, и немного рассказать о балеарских козлах и угодьях, в которых проходила охота. Начну, пожалуй, с козлов.
Козел козлу рознь
    Внешне балерианбок выглядит весьма презентабельно. Крупный (гораздо крупнее привычного нам домашнего козла), с красивой недлинной и мягкой коричнево-рыжей шерстью. Вдоль всей спины проходит широкая черная полоса. Ноги, грудь и морда тоже черные.
    Но главное достоинство балеарского козлика - это рога. В отличие от наших лосиков, ежегодно их сбрасывающих, у балерианбока рога одни на всю жизнь. И, поэтому, чем старше козел, тем они у него длиннее и мощнее. Соответственно добыть старика почетнее, но, естественно, и сложнее. Старые, зачастую уже стреляные, козлы близко не подпускают, держат охотника на расстоянии более 400 метров. А если, замечают человека, то стараются побыстрее уйти. Зато самки и молодежь - зверюшки весьма доверчивые. Подпускают к себе относительно близко, и нередко на потеху туристам выходят на пляж или к обочинам дорог. Стрелять их никому не придет в голову - мясо балерианбока хоть и считается съедобным, но жесткое и волокнистое, а главное - очень вонючее. Запах козла чувствуется за несколько метров. Отстрелянное животное даже на базу не везут, а только отрубают голову. Тушу измеряют (для отчета "Агентству окружающей среды") и выбрасывают на прокорм местным хищникам.
    Охотятся на балерианбока с октября по май. Но, при желании, можно и в летние месяцы, но только не стоит забывать, что с июня по сентябрь, на Майорке очень жарко.
    Проходит охота по классической схеме. Сначала едут на машине, высматривают подходящий экземпляр, а потом уже, если он очень далеко, лезут в горы. Можно конечно, сразу в горы, и, постепенно спускаясь с вершины, искать "кандидата на отстрел". Но для этого нужна какая никакая, а подготовка.
   Переоценив свои силы, в первый день я отправилась в горы пешком. Безусловно, такая охота и спортивнее и интереснее, но… после 15 км по горам вверх-вниз, я запросилась в машину. Ходовая охота интересна еще и тем, что можно встретить "гибрид", так майоркинцы называют помесь балерианбока с домашними козлами. Бывает, сбежит из окрестных деревень один домашний в поисках подруги, и "попортит" чистокровных балеарских козочек. Закон Менделя все учили? Знаете, что все "нечистые" вылезают не сразу. От чистокровного козла гибриды отличаются в первую очередь цветом шерсти (у него она гораздо светлее, встречаются и почти белые экземпляры) и, естественно, все они, не зависимо от пола, подлежат немедленному отстрелу.
    Накануне сотрудник хозяйства Ромеа, а по-нашему егерь, выследил одного такого и специально повел меня в горы "пристреляться". Мне повезло. Я "пристрелялась" аж по двум "белякам". Но вот хорошего чистокровного рогача так и не встретили.
О пользе и вреде дальнего выстрела
    Передохнув и пообедав, мы снова отправились в горы, а точнее объезжать их на машине. После полуторачасового катания, высоко в горах наконец-то увидели несколько козлов. Самый крупный находился метрах в 600 от нас. Решено было подойти ближе. Прокарабкавшись вслед за сопровождающим вверх метров 100, я поняла, что в таком темпе дальше идти не могу - сказывалась утренняя усталость. Однако Ромеа меня торопил, показывая жестами, что козлы могут уйти. Я посмотрела в дальномер - 430 метров. На фоне камней рассмотреть рога не представляя лось возможным, но я приняла решение - буду стрелять…
    …Когда трофей уже лежит, то дорога вверх может занять сколько угодно времени. Мне она показалась вечностью. Но сфотографироваться с козлом целиком, а не только с его одной головой, очень хотелось.
    Подойдя я расстроилась. Козел оказался действительно большим и старым, но не трофейным. Размер рогов был весьма скромен. К тому же правый был обломан.
    …Вечером мне позвонил переводчик и сказал, что директор посчитал "виноватым" сотрудника, не оценившего на расстоянии трофейные качества балерианбока, не будет засчитывать сегодняшнюю охоту и дарит мне еще один день и возможность добыть еще один трофей.
Золотые рожки
    На следующий день я проснулась совершенно разбитой. Болело все: от кончиков пальцев ног до, кажется, волос на голове. Но, охота есть охота. Собравшись с силами, я поднялась с кровати, добрела до бассейна и, окунувшись в прохладную воду с головой, сразу почувствовала себя лучше.
    День обещал быть очень жарким, идти в горы было рискованно, поэтому мы снова сели в машину и начали объезжать угодья. Утро прошло в безуспешных поисках. Второго козла я уже выбирала весьма тщательно. Понимая, что права на ошибку у меня нет, старалась внимательно рассмотреть в бинокль рога.
    В этот раз козлов было на удивление много, но все увиденные почему-то казались мне маленькими. Наконец, на вчерашнем месте мы снова увидели группу крупных животных. На этот раз они находились ниже, в зеленом массиве и в бинокль были отчетливо видны красивые рога. Егерь показал мне трех козлов, разрешив стрелять любого, и снова предложил подойти ближе. Но дальномер показывал те же 430 метров (если быть точной, то 437) и я снова решилась на выстрел.
    Выбрав козлика, я прицелилась и нажала спусковой крючок… Ну не везет, так не везет. В момент выстрела балерианбок развернулся, двинулся от меня и исчез из поля зрения. Результат выстрела я так и не увидела. Будучи уверенной, что промахнулась, я с досады махнула рукой, но егерь решительно двинулся в горы. Впустую карабкаться по горам и тратить силы мне не хотелось, и я осталась ждать внизу.
    Спустя примерно час он вернулся, и указал на машину. На базе переводчик объяснил, что егерь нашел кровавый след и хочет обождать 2-3 часа, и только потом пойти искать подранка. Ждать пришлось гораздо больше - 5 часов. Но какова же была моя радость, когда переводчик сказал, что егерь сообщил по рации, что он не только нашел мертвого балерианбока, но и подтащил его к месту, куда можно подъехать. Радостные, мы (я, переводчик Владимир и директор хозяйства Томеу) быстро погрузились в машину и поехали в угодья. В отличие от вчерашнего, этот козел показался мне каким-то маленьким. Правда рога у него были действительно большие, но я не понимала, какого качества трофей.
    Сфотографировавшись и "обмыв" добычу шампанским, мы вернулись на базу. Там нас уже поджидали сотрудники "Агентства окружающей среды". Пока они обмеряли рога, Томеу заполнял документы, а мы с Владимиром развлекались тем, что фотографировали дом, цветы, меня со шкурой, и все, на что падал взгляд.
    Когда обмер закончился, Томеу поинтересовался, по какой системе заполнить трофейный лист. Вспомнив, что мои друзья из Московского Клуба "Сафари" считают по SCI, я написала на листке эти три буквы. Трофей потянул аж на 62 балла. Козел-то мой оказался с "золотыми" рожками!
Охота

Елена Горбунова

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2014. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.