Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Браконьерство и незаконная торговля зверем - бич областных заказников

В теме о незаконной деятельности руководства свердловских заказников появляется все больше подробностей. "МК-Урал" стали известны новые эпизоды "черных" финансовых схем и браконьерства, в которых может быть замешан начальник ГБУ "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области", генерал-лейтенант в отставке Алексей Жиров.

    Независимые наблюдатели рассказывают о запрещенной охоте на бронетехнике и любимом развлечении для VIPов - отстреле зверей с вертолета. Чем длиннее список нарушений руководителя госучреждения, тем больше ущерба наносится областному бюджету. Очевидно, что слухи в отношении деятельности Жирова не могут появляться на "пустом" месте. Тем более странно, что главного фигуранта в "темных" делах до сих пор не призвали к ответу.
Заказники в Свердловской области создавались в 60-70-е годы прошлого столетия. Изначально их целью было сохранить и увеличить популяции косуль и кабанов. Сегодня эти виды животных уже не являются редкими и далеки от границы вымирания. Но руководство "Дирекции", в лице генерал-лейтенанта в отставке Алексея Жирова, не уделяет должного внимания регулированию численности особей. Например, в некоторых заказниках популяция косуль превышает все возможные нормативы, но никакие меры по отлову и расселению животных не принимаются.
А вместо этого процветают незаконный отстрел, охота в запрещенных местах или продажа зверей, что называется, "на убой" в частные охотхозяйства области. Не исключено, что подобные мероприятия проводятся по подложным документам, а скорее всего - без них. Кроме того, как ранее писал "МК-Урал", пост начальника "Дирекции" открывает для Жирова очень большие возможности, во-первых, "наладить" систему поборов и взяток с продажи лицензий егерям и охотникам, а во-вторых, "сквозь пальцы" смотреть на нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных на содержание заказников, в том числе и в личных целях (статья "Закон - тайга", №36, 28 августа - 4 сентября 2013 г.).
В связи с этим возникают вопросы: зачем вообще нужны такие заказники, где не соблюдаются первоначальные и основные природоохранные принципы; в какой степени законно и целесообразно их существование?
К слову, на содержание и деятельность всех государственных природных заказников в год тратится более 200 млрд рублей. В их числе, соответственно, и 15 зоологических охотничьих и 37 ландшафтных заказников Свердловской области, которыми с 2010 года заведует Алексей Жиров. Выяснить размер ущерба, который за три года нанесли областному бюджету браконьерство, коррупция и казнокрадство чиновников, пока, к сожалению, не представляется возможным. Для этого необходимо привлечь внимание правоохранительных и надзорных органов, которые, надеемся, заинтересуются данными фактами после этой публикации.
Какова "сеть" - таков и отлов
Ранее "МК-Урал" писал о том, что основным источником "черного" дохода для руководителя областных заказников является продажа путевок для охоты по подложному прейскуранту, расценки которого в десятки раз выше по сравнению с официально утвержденной сметой. Оказывается, этим алчность руководства не ограничивалась.
По свидетельствам источников "МК-Урал", на территории Свердловской области может процветать подпольная торговля лицензиями, которая позволяет заказчикам (скорее всего, областным VIP), минуя правила, выбирать на свой вкус и зверя, и место пострелять. Вместо косули высокопоставленным охотникам выписывали путевку, например, на лося и разрешали охотиться там, где запрещено нарушать спокойствие других охотничьих животных. Преступная схема, таким образом, усложняется на глазах и уже напоминает принцип матрешки - нарушение в пределах другого нарушения.
Более того, в рамках одной лицензии, по нормам, допускается отстрел только одной особи. Однако собеседники "МК-Урал" утверждают, что с попустительства (а возможно, и с разрешения) руководства заказников охотники, имея на руках разовую лицензию, после удачной ловли собирали убитыми сразу несколько животных. Если предположить, что таким способом решается проблема количественной перенасыщенности популяций в свердловских заказниках (что, прежде всего, свидетельствует о халатном отношении руководства к своим прямым обязанностям) - это никак не может служить оправданием в преступлении закона.
Для контроля над числом охраняемых животных существуют специальные требования. В частности, сезон охоты на косуль зарегистрирован с начала ноября до конца декабря, что, безусловно, известно руководству дирекции. Однако в редакции "МК-Урал" есть фотографии, на которых Алексей Жиров запечатлен на территории заказника в феврале (в период разведения потомства, когда звери беззащитны перед охотником).
Следующим примером должностных злоупотреблений предприимчивого руководителя, о которых говорят наблюдатели (аудиозаписи их показаний есть в редакции), служит живой отлов зверя. Ранее уже сообщалось о том, что животлов косуль для вольерной охоты и расселения по другим охотхозяйствам превращен в источник прибыли (см. вышеуказанный источник №36, 28 августа - 4 сентября 2013 г.).
После публикации в редакцию поступили документы, в которых говорится, что вместо должного переселения животных с целью размножения поголовья в полувольных условиях чиновники незаконно продавали их по 20 тысяч рублей за особь частной охоторганизации под Первоуральском, директором которой является некий Валерий Стенька. Поговаривают, что участники данной схемы неплохо зарабатывали на убийстве косуль в частном хозяйстве, где "один выстрел" по животному оценивался в 100 тысяч рублей.
Естественно, что ни одна из многочисленных подпольных сделок в официальной отчетности не фигурирует. Так же, как и нелегальное переселение. По документам косуль перевозили под предлогом акклиматизации без сопровождения специально обученной организации, прошедшей экологическую экспертизу. В итоге многие животные погибали при перевозке. Таким образом, если учесть, что согласно справке из областного департамента охраны животного мира стоимость одной особи составляет 100 тысяч рублей, то ущерб, нанесенный животному миру, может измеряться миллионами рублей госбюджета.
К слову, на 2013 год в свердловских областных заказниках запланирован животлов косуль в количестве 212 особей. Но, учитывая, что дирекция свободно обходится без получения официальных разрешений и ветеринарного контроля и то, что никто ее проверять особо не собирается, можно предположить, что реальная цифра будет гораздо больше.
Заказники для "элиты"
Будучи генерал-лейтенантом в отставке, Алексей Жиров в своих владениях, в частности в Богдановичском и Камышловском заказниках, неоднократно устраивал "развлечения" с истинно армейским размахом для своих высокопоставленных друзей-генералов из Москвы, организуя охоту с использованием специализированной техники. Как утверждает источник "МК-Урал", практически сразу после вступления в должность руководитель "Дирекции" открыл "сезон прогулок" на спецтехнике по охраняемой природной территории.
В настоящее время редакция "МК-Урал" готовит к публикации фоторепортаж о специфике охоты в заказниках Алексея Жирова и его друзей-покровителей из силовых структур
Говорят, что к каждому приезду московских друзей, которые бывают по 2-3 раза за зиму, Жиров готовится основательно. Пока гостей встречают, например, в аэропорту Перми, хлебосольный хозяин охотничьих угодий в соседнем с Камышловом Еланском гарнизоне использует все свои "генеральские" связи для получения необходимой техники.
Там же, недалеко от города, в санатории "Обуховский", генералы отдыхают с дороги и набираются сил перед охотой. Затем выезжают в заказники, дабы "покататься" на технике и пострелять. При этом во время охоты Жиров был замечен в передаче своего оружия другим лицам, что само по себе является нарушением закона. Кроме того, по словам очевидцев, в арсенале "генерала" видели и огнестрельное оружие, похожее на пистолет системы Макарова.
И что самое вопиющее, по информации наших источников, высокопоставленные друзья нередко вносят разнообразие в свой охотничий "промысел" стрельбой с вертолета. Сам Жиров, что характерно, в официальном ответе на запрос нашей редакции отрицает и охоту с вертолета, и передачу своего оружия другим лицам, и использование в заказнике спецтехники. Однако фотографии, которые имеются в распоряжении "МК-Урал", свидетельствуют об обратном (см. фото).
Обычно после удачной охоты, когда спецтехника "возвращается к месту базирования", друзья-охотники, разделив добычу между собой, отправляются обратно в Москву. Причем вместо ближнего аэропорта Екатеринбурга они не ленились доезжать на служебном автомобиле до Челябинска, где перевозку груза можно было оплатить дешевле. Объемы вывозимого мяса в таком случае представить крайне сложно.
Помимо столичной военной элиты, в заказники регулярно приезжают и местные генералы. В их числе областной военком на пенсии Кудрявцев и бывший генерал МВД Воротников. Помимо прошлых связей по военной службе, Жирова и его друзей объединяет участие в так называемом "Клубе Генералов", под эгидой которого собираются действующие и бывшие военачальники. Понятно, что связи и ценность такого "союза" складываются не только из общих тем для обсуждений, но и из взаимопомощи и поддержки. По словам источника "МК-Урал", именно влиятельные друзья помогают генералу в отставке избегать пристального внимания правоохранительных и надзорных органов.
Возможно, во многом благодаря своей принадлежности к "Клубу Генералов" Алексей Жиров без труда оформил себе инвалидность 2-й группы, которая, кстати, очень сильно ограничивает трудовую деятельность, вплоть до расторжения трудового договора. Но данный факт никого не смущает, ведь инвалидность - это и очередная прибавка к основной пенсии отставного генерал-лейтенанта, и к зарплате руководителя свердловских заказников, и к "прочей" прибыли.
Волчий закон
Общественные волнения по поводу должностного произвола в руководстве свердловскими заказниками последнее время усиливаются. Например, в редакции "МК-Урал" находятся копии документов, среди которых заявления одного из жителей Тавды, пострадавшего по вине действий Алексея Жирова. Речь идет о сожжении охотничьих домиков в Тавдинском городском лесничестве в марте этого года.
После решения Тавдинского районного суда Министерство природных ресурсов поручило руководителю "Дирекции", в ведении которого находится охранная территория, ликвидировать строения, в их числе были и домики пострадавшего тавдинца. Самостоятельно вывезти конструкции местный житель не мог из-за образовавшихся завалов на дороге.
Пытаясь оставаться в рамках закона, он неоднократно письменно оповещал Жирова об этом, просил официального разрешения самому расчистить дорогу. В ответ же получил лишь уведомление: "Предлагаю осуществить снос… добровольно". В результате спецгруппа самовольно, еще до вступления в силу судебного определения, "по-быстрому" расправилась с постройками, вместе с которыми сгорело имущество на сумму более 100 тыс. руб. Информация о дальнейшем развитии этого инцидента пока неизвестна, но, судя по всему, судебных споров с пострадавшими Жирову избежать не получится.
Сам Жиров в ответе на запрос редакции утверждает, что "все решения судов на момент уничтожения незаконных строений были приняты". Проблема в том, что в распоряжении "МК-Урал" имеются фото-подтверждения того, что строения были уничтожены за несколько дней до вступления в силу судебного определения!
Неизвестны и причины полного безучастия в тревожной ситуации вокруг свердловских заказников со стороны областного Департамента по охране животного мира и свердловского Министерства природных ресурсов. Весьма странно, что только после обращений к генеральному прокурору РФ на заказники и "Дирекцию" свое внимание обратил и.о. министра природных ресурсов Алексей Кузнецов, последовали проверки.
Но в то же время налицо формальный подход областной прокуратуры и следственных органов. Сотрудники заказников утверждают, что с 21 по 27 сентября прошли проверки, которые можно назвать поверхностными. На этом все и закончилось.
Важно отметить, что, проводя свое расследование, корреспондент "МК-Урал" обнаружил несоответствия в областных нормативных актах, которые ставят под сомнение саму законность существования в Свердловской области 15 охотничьих заказников как государственных учреждений на бюджетном обеспечении.
По словам экспертов, прокуратуре стоило бы обратить особое внимание на принятие и внесение изменений в постановление областного правительства №424-ПП от 14 июля 2003 г. "О продлении срока организации государственных охотничьих заказников областного значения", а также на изменения, внесенные 16 ноября 2011 г. в постановление №254-ПП "Об утверждении положений о государственных зоологических охотничьих заказниках Свердловской области".
Дело в том, что принятые поправки не соответствуют федеральным законам "Об особо охраняемых природных территориях" и "Об экологической экспертизе". Согласно этим актам, обязательным условием для образования государственных природных заказников и продления сроков их существования является, во-первых, согласование с органами местного самоуправления, а во-вторых, комплексное экологическое обследование охранных территорий и положительное заключение экологической госэкспертизы.
Однако в 2011 году председатель областного правительства Анатолий Гредин внес поправку в постановление №254-ПП, убрав из текста срок действия заказников, а никакого экологического и экономического обоснования не последовало. К тому же популяции косуль и кабанов давно вышли из статуса редких видов, а значит, необходимость в режиме их особой охраны на природных территориях снимается. Получается, что в течение двух лет, с 2011 по 2013-й, ГБУ "Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области" находилось на гособеспечении с очень спорным правовым обоснованием?
Исходя из всего вышесказанного, логично задаться вопросом о целесообразности существования таких заказников и обоснованности трат бюджетных денег на их содержание.

Александра Сокол

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2014. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.