|
|
|
|
Стиль — всему голова
С начала 20-х годов XX столетия у нас в стране началось формирование
породы, впоследствии названной русским охотничьим спаниелем. Основой
стал племенной материал, имевшийся с дореволюционных времен, привозные
кокер-спаниели из известных питомников Великобритании и континентальной
Европы, а также единичные представители других пород спаниелей.
Причина - желание получить собаку,
подходящую для охоты в российских условиях.
Дело в том, что не все спаниели, ввозимые в Россию
и СССР, удовлетворяли запросам охотника, да и в самой Европе в первой
четверти XX века породы еще не закончили свое формирование. Кроме
того, необходимо учитывать и вынужденную политическую изоляцию молодого
советского государства, затруднявшую обмен племенным материалом.
Если в принципиальном вопросе позиционирования
спаниелей как отдельной породной группы подружейных собак, отличающейся
по манере работы от легавых, уже в довоенное время была достигнута
определенность (о чем, к примеру, говорит фраза из отчета судей
об испытаниях спаниелей ЛООКС 1933 г.: "...со спаниелем, не
имеющим стойки и по своим природным качествам способным скорее преследовать
дичь, чем задерживаться при подходе к ней"), то со стилем работы
этих собак дело обстояло (и обстоит) совсем не так. Приходится признать,
что и по сей день этот вопрос не приобрел определенных черт и крайне
мало обсуждается в среде любителей этой породы. Но ведь наряду с
мастерством (способностью эффективно поднимать птицу на крыло),
стиль, т.е. типичность, красота, выразительность приемов работы
подружейной собаки, тоже создает впечатление о собаке. Таким образом,
высокое проявление этого качества является неотъемлемым требованием
к породному животному, подлежит расценке на испытаниях и должно
быть одним из критериев в селекционной работе при разведении. Добавим,
что "стремление подогнать все породы охотничьих собак под одну
мерку, привить им единый стиль и одни приемы работы так же бессмысленно,
как и стремление придать всем породам одинаковый экстерьер"
(А. Платонов).
Удивительным кажется пренебрежение описанием стиля еще и потому,
что за многие десятилетия селекции порода обрела свое лицо не только
в экстерьере, но и в работе в поле. К тому же теперь, когда в испытаниях
в России участвуют такие породы, как вахтельхунд или спрингер-спаниель
рабочего разведения, имеющие свои особенности, вопрос стилевого
различия пород спаниелей встает особенно остро. Подчеркнув предыдущими
строками важность разработки этого понятия применительно к русскому
охотничьему спаниелю, откликнемся на призыв М.Д. Менделеевой, прозвучавший
в печати более 60 лет назад, и, отказавшись от некоего неоформленного
стиля вообще, попробуем перейти к конкретике и разобраться с нашей
породой.
На стилевые качества русского охотничьего спаниеля
повлияло разнообразие ландшафтов нашей большой страны и применение
по всему разнообразию пернатой дичи. Быстрый, но экономичный галоп
- необходимость в условиях охоты в бедных дичью угодьях. Несколько
растянутый формат способствует стелющемуся ходу, который позволяет
собаке затрачивать меньше энергии в движении. При переходе в один
охотничий день от утиной охоты к луговой и (или) лесной дичи от
спаниеля требуется пластичность и изменение характера поиска в зависимости
от типа угодий. Работа как по затаивающейся, так и по бегущей дичи
формирует собаку разностороннюю, в равной степени эффективно применяющую
верхнее и нижнее чутье. Несение спаниелем головы выше уровня спины
(в поиске) поощрялось на испытаниях многие десятилетия, и это было
не только требование эстетики, но и необходимость в целом ряде угодий.
Свечки (выпрыгивание собаки из травы) не только красивы, но и позволяют
спаниелю улавливать верхние запаховые потоки воздуха и визуально
определять местоположение охотника. Сильное чутье - настоятельная
необходимость для представителя породы, от которого не ждут плотного
челнока и повторных проходов по уже пройденным местам, да и в бедных
дичью угодьях необходимость пользоваться малейшей возможностью найти
птицу вполне понятна.
Еще один важный момент - отдача голоса при подъеме
птицы. Недаром еще в 1852 году Джон Генри Уолш, писавший под псевдонимом
Стоунхендж, отмечал: "Для всех видов подружейных охот, за исключением
облавных, требуются очень выносливые спаниели, которые способны
работать при любых погодных условиях и в любой местности, поэтому
они не должны быть чрезмерно маленькими для выполнения такой работы.
Вдобавок к этим качествам желательно, чтобы у них было хорошее чутье,
хорошо слышный, но не чрезмерно громкий голос, который будет более
ценным, если собака при нахождении дичи будет подавать его с разной
тональностью". В нашей стране, где традиционно развиты именно
индивидуальные, а не облавные охоты, ценность отдачи голоса спаниелем
признавалась на всех этапах развития породы.
Итак, убедившись, что угодья и традиции охоты
формируют стилевые характеристики породы, не будем забывать и о
требованиях красоты. Эффектность, страстность и выразительность
работы не менее важны для спортивной охоты. Популярным в Европе
методом декларации полевых особенностей той или иной породы собак
является так называемый рабочий стандарт, то есть описание идеального
представителя породы, сравнение с которым реальной испытуемой собаки
дает возможность оценки отклонения от наиболее желательных для нее
качеств. Характер стандарта подразумевает и описание стилевых особенностей,
неразрывно связанных с полевыми качествами. Опираясь на приведенные
выше основания, предлагаем проект рабочего стандарта русского охотничьего
спаниеля.
Русский охотничий спаниель - порода спаниелей, выведенная на территории
СССР для охоты в разнообразных природных условиях, характеризующаяся
разносторонностью использования как по бегущей, так и по затаивающейся
дичи, выносливостью, необходимой для длительных охот и труднопроходимых
угодий, приспособленная для охоты в угодьях, малонасыщенных птицей.
В поиске русский спаниель движется на легком,
умеренно быстром галопе. В тяжелых угодьях возможно снижение скорости,
но общее впечатление о собаке должно говорить о настойчивости и
возможности преодолеть любые сложные условия. Хорошее чутье позволяет
русскому спаниелю безошибочно находить след или запах самой птицы.
Работая верхним чутьем, собака должна держать
голову выше или на уровне спины и опускать голову только при переходе
на следовую работу. Допускаются обе манеры причуивания, однако предпочтительной
является работа верхом. Отдельно нужно отметить избирательность
работы собаки в поле. В зависимости от типа угодий она должна работать
правильным тщательным челноком или, наоборот, выбирать характерные
для обитания дичи места, самостоятельно сужать поиск в условиях
плохой видимости (лес, кусты), и расширять его до максимально допустимого
на открытой местности. Русский спаниель должен управляться минимумом
команд; идеально поставленная собака ориентируется на движения хозяина
и сама выбирает наиболее рациональный рисунок поиска в зависимости
от рельефа и направления ветра. Собака всегда находится в контакте
с владельцем, периодически оглядывается на него, но не с целью получить
указание, а с намерением скорректировать свой поиск в зависимости
от местоположения ведущего.
В угодьях с высокой растительностью русский спаниель
выпрыгивает из травы - делает свечки. В момент причуивания дичи
собака резко оживляется, всем своим видом давая знать владельцу
о нахождении птицы. Активные движения хвостом, шумное втягивание
воздуха носом, ускорение хода и резкое изменение направления движения
помогают охотнику подготовиться к выстрелу. Энергичная подводка
прыжками, с голосом, способствует быстрой и эффективной работе по
птице.
В момент подъема птицы собака останавливается. Сбитую дичь находит
и без промедления подает мягкой хваткой.
Предлагая данный вариант рабочего стандарта русского
охотничьего спаниеля, мы не претендуем на полную завершенность работы,
а в первую очередь рассчитываем на начало обсуждения этого вопроса,
внесение предложений со стороны заинтересованных собаководов. Также
мы искренне надеемся на неуклонный рост полевых качеств русского
охотничьего спаниеля, красоты и эффектности работы в присущей породе
манере.
Российская Охотничья Газета
Ирина Русина, Илья Потравнов
|
| |