Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Бей своих, раз чужих слабо

    Первые лица отрасли привлекают особое внимание охотничьего и охотоведческого сообществ - с их действиями связываются надежды на улучшение ситуации.
Интервью Президента Росохотрыболовсоюза Э.В.Бендерского журналу "Основной инстинкт" в очередной раз показало, что, по крайней мере, на этого руководителя надежд возлагать не стоит.

  Наглядно свидетельствует об этом его ответ на вопрос о конфедеративной структуре Ассоциации, то есть о самостоятельности региональных организаций. Э.В.Бендерский пояснил свою позицию на примере Оренбургского областного общества и сделал это следующим образом: государственные органы области решили уничтожить общества охотников, отнимают угодья, но мы не будем помогать обществу и вообще разговаривать с его председателем, потому что областное правительство плохо отзывается об его работе, общество не перечисляет нам положенные отчисления, да еще и критикует одобренный Центральным правлением Росохотрыболовсоюза новый проект устава. И вообще, региональные общества должны нам 15 миллионов.
Вырисовывается неприглядная картина. Президент Ассоциации считает критику со стороны региональных обществ недопустимой, а их работу оценивает по перечислениям в Росохотрыболовсоюз, опираясь на мнение региональных правительств.
Очевидно, что Президент даже не пытался ответить хотя бы на такие закономерно возникающие вопросы: А не моя ли деятельность (бездеятельность) повлекла трудности региональных обществ, приведшие к накоплению у них долгов перед Ассоциацией; я пришел в 2006 году, и через год пошли неплатежи? Раз я недоволен даже критикой проекта устава, который сам же и пригласил обсуждать, то станет ли оренбургское правительство, с которым общество который год упорно и нередко успешно судится из-за угодий, квот, предписаний и наказаний, хорошо о нем отзываться? А не перечитать ли мне действующий Устав Ассоциации - посмотреть, связывает ли он ее обязанность защищать интересы участников с платежным сальдо или выступлениями в печати?
Смысл послания Э.В.Бендерского, его сигнала региональным обществам понятен: платите и молчите, тогда буду вам помогать.
Эта недвусмысленно заявленная позиция имеет, однако, три крупных дефекта.
Во-первых, из нее следует, что Президент Ассоциации Росохотрыболовсоюз не понимает, что отказ в поддержке обществ, руководство которых ведет себя, по мнению Президента, неправильно, бьет по охотничьей массе - изъятие лучших угодий с последующей раздачей лакомых кусков частным лицам сужает их охотничьи возможности. То, что Ассоциация размещает на сайте не документы общества-участника, не собственный анализ ситуации, а хулительное письмо оренбургского министра, то есть, использует против своего члена бумагу госчиновника, в принципе противостоящего обществам, уже за гранью допустимого.
Во-вторых, хотя обязанность региональных обществ платить Ассоциации закреплена в ее документах, обоснованность, справедливость этих платежей все менее очевидна. Дело в том, что московско-черноморские и иные активы Росохотрыболовсоюза по своей стоимости и доходности, надо полагать, сравнимы с суммарными активами всех региональных обществ-членов. Ситуация, при которой "эффективный менеджер" общесоюзных гостиниц, санаториев и заводов, созданных усилиями всех обществ страны, не делясь с ними доходами, требует от участников союза еще и доплачивать ему за неэффективное, а, по моему мнению, провальное лоббирование их интересов, не выглядит нормальной.
На недавней конференции Кировского областного общества охотников и рыболовов (делегатом которой я был) позиция Президента Ассоциации в организационно-экономических вопросах была заявлена весьма отчетливо. Многолетний председатель правления областного общества и член Центрального Правления Росохотрыболовсоюза Е.А.Братухин пришел к выборам с двумя "достижениями". Первое - он, не собирая предыдущую, 2008 года, конференцию, оформил ее состоявшейся и зарегистрировал якобы принятые ею изменения в Устав общества. Второе - опираясь на "новый" Устав, он разделил учредительные доли стопроцентно общественного охотничьего магазина и, оставив одну четверть обществу, остальные три поделил между собой, главбухом общества и директором магазина. Так вот, Э.В.Бендерский, специально прилетевший на конференцию из Москвы, публично откомментировал эти действия следующим образом: "Е.А.Братухин - честнейший человек"; "мне тоже нередко приходится принимать сложные решения"; "Е.А.Братухин награжден орденом "За заслуги перед отечеством", у меня такой же есть, и за просто так он не дается".
Учитывая это, не удивлюсь, если на ноябрьском съезде Росохотрыболовсоюза окажется, что его активы уже не так велики, как многие думали, не удивлюсь и утверждению нового акционерного устава Ассоциации и тому, что, при всем этом, Э.В.Бендерского (возможно, в лице его ставленника) переизберут, как переизбрали Е.А.Братухина.
В-третьих, нет никаких признаков эффективности защиты Ассоциацией своих членов даже в тех случаях, когда она пытается вмешаться в региональные противостояния. В ивановской, владимирской, курганской и других доступных наблюдению ситуациях Росохотрыболовсоюз отделывается невнятными письмами госчиновникам.
Создается ощущение, что сегодняшнее руководство Росохотрыболовсоюза может быть полезно только обществам с и без того сильной позицией в ситуации слабых угроз. Думаю, что демонстративная, публичная жесткость Э.В.Бендерского в отношении угнетаемых региональными властями обществ, как в оренбургском случае, призвана всего лишь прикрыть его бессилие, неспособность обеспечить их действенную организационно-юридическую и общественно-политическую защиту. В случаях, когда имеются все основания для срочного обращения в суд или, по крайней мере, в прокуратуру, для задействования охотничьей, экологической и широкой общественности, писать эмоциональную невнятицу бессмысленно, а иногда, как в откровенно угодническом курганском эпизоде, и унизительно для Ассоциации.
Верх бессмыслицы - июньская, адресованная вскоре ушедшему замминистра В.В.Мельникову, жалоба Президента Росохотрыболовсоюза на директора Охотдепартамента Минприроды России А.Е.Берсенева. Директор в интервью "Российской охотничьей газете" (2001, № 23) призвал общества осознать, что поступающие им деньги от взносов и путевок принадлежат не правлениям, а членам, что, внося деньги, охотник что-то хочет получить за это, что у обществ нет другого пути, как полностью перестроиться, и т.д. Из письма Э.В.Бендерского понять, в чем состоит недопустимость таких высказываний, абсолютно невозможно; можно лишь догадаться, например, что нельзя упоминать о Ленинградском обществе, давно вышедшем из Ассоциации и неплохо себя чувствующем.
В общем, на мой взгляд, Э.В.Бендерский имитирует защиту интересов охотников, причем крайне неубедительно, а иногда и очевидно неуместно.
При этом Э.В.Бендерский не может не понимать, что ему, недавно пришедшему в отрасль, не с руки угрожать исключением из Росохотрыболовсоюза обществам, созданным задолго до его появления на свет и руководимым людьми, посвятившими им всю свою профессиональную жизнь. Видимо, поэтому он в интервью предоставляет эту сомнительную инициативу безымянным членам Центрального Правления Ассоциации, порыв которых Президент, как бы, с трудом сдерживает. Было бы очень интересно услышать такие предложения из уст самих членов Центрального Правления. Впрочем, все возможно. Обратите внимание на программу предстоящего Съезда Росохотрыболовсоюза - заседание Центрального правления, затем обед, "VIP зал ресторана на 2 этаже, 25 персон". ВИП-правленцев, а многие из них - известные охотоведы, похоже, уже не беспокоит даже то, что все предсъездовские и съездовские заседания, включая заседания немногочисленных правления и совета, будут проходить не в собственном здании Росохотрыболовсоюза, а в гостинице "Альфа" измайловского комплекса. Что, у Дома охотника уже другие хозяева? И члены правления будут утверждать, что их всерьез интересуют долги региональных обществ в несколько миллионов?
Вряд ли их уже интересуют и чужие общества, и состоящие в них охотники.
Как писал в 2007 году, вскоре после заключения соглашения между "Единой Россией" и Росохотрыболовсоюзом", журнал "Сафари", обычно излагающий позицию руководителей отрасли точнее, а иногда и раньше их самих, Э.В.Бендерский "уже неоднократно заявлял, что руководство ассоциации сделало выбор, и скоро охотничья общественность страны станет свидетелем подписания соглашения о сотрудничестве между партией власти и самой представительной общественной организацией охотников и рыболовов России" (2007, № 5, с. 38). Выделенные мной слова являются ключевыми: руководство Росохотрыболовсоюза делает выбор, не спрашивая мнения охотников, отводя им роль статистов, рукоплещущих или протестующих - безразлично.
Теперь Росохотрыболовсоюз точно таким же образом вступил в Общероссийский народный фронт, организованный "Единой Россией" (уверен, что большинство читателей журнала узнают о том, что они уже полгода как "фронтовики", только из этой статьи). Сначала вступление было обсуждено и одобрено на заседании Центрального правления Ассоциации 19 мая (просалютовать партии в День пионерии - символично, однако), а на следующий день "важное политическое решение о вступлении Ассоциации в Общероссийский народный фронт" принял "абсолютным большинством голосов" и Центральный Совет.


С. Матвейчук

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2011. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.