Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

С удочкой на Селигере

   Уже многие годы, если не десятилетия, Селигер является культовым водоемом для многих рыболовов. В этом нет ничего удивительного: обширные селигерские плесы - отличные рыбные угодья. Как я сам неоднократно убеждался, остаться здесь без какого-либо улова очень сложно. Даже если дует штормовой ветер или грядет резкий излом погоды, в каком-нибудь маленьком заливе вас всегда выручит мелкая густера или красноперка

   Практически все берега многочисленных плесов и проток защищены широкой полосой высокого тростника, что создает мелкой рыбе идеальные условия для роста и вместе с тем доставляет рыболовам массу неудобств. Ловить приходится или с лодки, или в редких прогалах среди тростника. Тем не менее главное достоинство Селигера с точки зрения рыбалки состоит в том, что каждый может здесь найти любимую рыбу и использовать свою любимую снасть. Летом большинство рыболов приезжают сюда ловить хищника спиннингом. Понятно, что там, где есть идеальные условия для роста всевозможной мелочи, всегда будет масса хищника. За судаком обычно отправляются на плесы, где его ловят на многочисленных подводных грядах, за щукой - в речки и протоки, а окуня чаще всего ловят прямо у стены камыша. Окуня здесь много, и самого разного - и мелкого, и матерого, весом килограмм и более. Но это летом. Весной же о спиннинге можно забыть, нерестовый запрет здесь тоже действует, поэтому остается только поплавочная удочка, которая, впрочем, предоставляет очень широкие возможности.
    В отличие от других водоемов, на которых приходится ловить лишь то, что клюет в данный момент, на Селигере есть возможность выбора добычи. А если к этому добавить, что вся здешняя рыба обладает отличным вкусом, то и для различных кулинарных изысков существует огромное поле деятельности. Даже красноперка, которая на многих водоемах отдает тиной и считается сорной рыбой, здесь по вкусу напоминает жирную осеннюю плотву, пойманную где-нибудь в Подмосковье. Нередко рыболовы мало обращают внимания на вкусовые достоинства своего улова, на Селигере же все иначе. Более того, приезжая сюда, мы разбиваем лагерь прямо на берегу и практически полностью переходим на рыбную диету. Мы даже перестали брать с собой традиционную тушенку, так как раза три возили ее туда-сюда, но до нее дело так и не доходило. Весной, во время действия нерестового запрета, главными объектами ловля для меня становятся плотва и лещ. Почему именно они? У каждой из этих рыб есть свои достоинства: у плотвы - веселый и азартный клев, лещ, наоборот, серьезный и обстоятельный. Пожалуй, именно этот контраст привлекает и не может наскучить.
Плотва
    На первый взгляд, с ней все просто: выбирай место у стены камыша и лови в свое удовольствие. Однако если целенаправленно ловить эту рыбу, приходится и место поискать, и насадку подбирать, и определить глубину, на которой находится рыба. Плотва здесь чаще всего держится стаями, иногда очень большими, но обычно в несколько десятков особей. Лучшие места для ее ловли - небольшие заливы, даже заливчики размером не более 10-15 метров, окруженные с трех сторон стеной тростника. Здесь рыба чувствует себя в полной безопасности и смело хватает насадку. Впрочем, это не главное достоинство таких точек. По какой-то причине их избегает вездесущая густера, так что можно поставить спуск до метра и ловить уклейку, а глубже - плотву. Весной уклейка, красноперка, плотва и мелкая густера держатся рядом, но все же не смешиваются. Как правило, они стоят на разной глубине: уклейка у самой поверхности, плотва под ней, красноперка, которой здесь значительно меньше, чаще обнаруживает себя на глубине полтора метра. Все остальное пространство до дна оккупирует мелкая густера. Такое разграничение обычно сохраняется повсеместно, но что касается конкретной глубины, то она во многом зависит от времени суток и погоды. Когда погода портится или хотя бы набегают тучи, вся эта "этажерка" погружается в глубину, при ярком же солнце смещается к поверхности. Это общее правило, но из него существует много исключений. Так, стоит бросить в воду немного прикормки, которая медленно опускается, как на глубине меньше метра начинаются поклевки густеры, а плотва хватает приманку у самой поверхности. Если же использовать более тяжелую прикормку, то вся братия, за исключением уклейки, собирается на дне. В то же время самые крупные экземпляры плотвы и красноперки в 200-250 грамм попадались только со дна, причем фактически на русле.
    Несколько слов о снастях. Самой подходящей снастью является маховая удочка длиной семь метров с глухой оснасткой. Обычно для плотвы используются более короткие удилища, но здесь приходится ловить, забрасывая оснастку через тростник или в прогалы. Оснастку приходится применять довольно грубую: основная леска 0,18-0,2 мм, поплавок грузоподъемностью 2-3 грамма, поводок часто не ставят вовсе. Все это связано с тем, что как ни старайся, но зацепов за траву не избежать, так что прочность оснастки лишней не будет. С более легкой оснасткой при сильном ветре, который здесь дует весьма часто, просто невозможно сделать точный заброс. Из всей оснастки "плотвиным" можно назвать только крючок - как правило, № 12-14 по международной классификации.
    Насадкой традиционно служит один опарыш или кусочек червя. Хлеб, тесто, болтушка и другие подобные насадки работают только по уклейке, да и то не лучшим образом. Что касается прикормки, то ее используют редко. Здесь проще найти стаю плотвы, чем тратить время в ожидании ее подхода, тем более что, скорее всего, она соберет не плотву, а густеру. Если же прикормка все-таки необходима, то подойдут любые готовые смеси из мелких частиц, в крайнем случае смесь отрубей, сухарей и сухого молока, которые только слегка смачивают, чтобы было возможно добросить до точки ловли. Можно поступить иначе: прямо перед забросом добавить к сухой прикормке мокрого песка. После попадания в воду песок сразу уходит на дно, а не успевшая набухнуть прикормка тонет достаточно долго. Правда, у этого способа есть большой минус: течения здесь практически нет, но если дует сильный ветер, то он сгоняет поверхностный слой воды и прикормка, а вместе с ней и рыба, очень быстро могут оказаться вне зоны ловли.
    Поклевки селигерской плотвы очень разнообразны, но почти всегда решительные, в этом отношении она мало похожа на подмосковную. Однако это имеет и обратную сторону: чем резче поклевка, тем вероятнее холостая подсечка. Если поплавок мгновенно исчезает под водой, можно даже не подсекать, поскольку плотва явно схватила кончик опарыша и рванула с добычей. А вот если поплавок несколько раз дернулся и начал плавно погружаться или двинулся в сторону, тогда все в порядке.
    Плотва рыба нежная, ее нельзя долго хранить в садке. Из всего улова мы первым делом разделываем именно ее. Это не занимает много времени: снимаем чешую, потрошим и часто надрезаем острым ножом спинку. После этого чуть присаливаем и разводим костер. Мудрствовать со способами ее приготовления смысла нет, с жареной селигерской плотвой ничто не сравнится. Но есть нюансы: масло на сковородке должно кипеть, а обваливать рыбу лучше не в пшеничной муке, а в кукурузной - в этом случае получается самая аппетитная корочка
Лещ
    Лещ, особенно весной и в начале лета, является самым массовым объектом ловли на Селигере. На спиннинг во время нерестового запрета ловить нельзя. Мелкая густерка, плотва и красноперка привлекают не всех, а вот лещ, который здесь вырастает до вполне трофейных размеров, хорошо ловится на поплавочную удочку и является желанной и достойной добычей для любого рыболова.
Ловля на Княже
    У местного леща есть одно достоинство: в течение года он активно мигрирует, но его перемещения вполне предсказуемы, и любой местный рыболов, не задумываясь, может сказать, где его надо искать в то или иное время. Зиму стаи леща обычно проводят не в ямах, которые здесь бывают глубиной 20 и более метров, а на участках глубиной 10-13 метров с илистым дном, богатых мотылем. Перед самым вскрытием льда лещ сбивается в стаи и начинает свой поход к местам нереста. Нерестится он или на относительно мелководных участках плесов, заросших травой, или в многочисленных озерах, соединяемых с плесами речушками или протоками. На одной из таких речек, Княже, мы и остановились в этот раз. Речка соединяет Кравотынский плес с озером Серемо. Само озеро является нерестовой зоной, и любая ловля там запрещена, но река под запрет не попадает. Леща здесь много в любое время, но лучше всего приезжать сюда на рыбалку весной, начиная с середины мая. Можно и раньше, но, как правило, проехать в эти места на машинах в начале мая просто невозможно. К середине мая лещ обычно успевает отнереститься, а к концу месяца переболеть, после чего он начинает активно кормиться, так что можно ловить в свое удовольствие со спокойной совестью, тем более что река предоставляет для этого все условия. Княжа, пожалуй, самая короткая река из всех, что я знаю: ее протяженность всего 2 км, но это все же река, а не протока. Русло очень извилисто, настолько, что нет ни одного прямого участка длиннее 100 метров. Глубина доходит до 5 метров, но в среднем составляет 2,5-3 метра. В отличие от озерных плесов, которые практически полностью окружены широкой стеной тростника, на реке есть участки чистого берега, с которых удобно ловить на удочку. Однако самые рыбные места находятся рядом с тростником, и с берега там ловить сложно. Мы с друзьями уже на раз бывали на этой речке и выявили самые уловистые точки. К сожалению, уровень воды в этот раз был выше обычного, так что далеко не всегда можно было удобно расположиться, пришлось использовать лодки.
    На Селигере четко действует правило, которое на других водоемах носит несколько шутливый оттенок: два дня кормишь, на третий ловишь. Как уверяют местные рыболовы, перекормить селигерского леща просто невозможно - чем больше прикормки, тем лучше. Зная это, мы привезли с собой большую сумку всевозможного корма. Несмотря на огромное количество отдыхающих на берегах Селигера, нельзя сказать, что рыба здесь находится под сильным рыболовным прессингом. Это отражается и на отношении леща к прикормке - главное, чтобы ее было много и она была свежей. Можно, конечно, использовать готовые смеси, но проще и значительно дешевле привести с собой жмых, отруби и пшенку, и если перед закармливанием добавить к ним глины, собранной прямо на берегу, то получится очень эффективная прикормка. Правда, добавлять глину приходится не всегда. Княжа отличается тем, что течение здесь может быть направлено то в одну, то в другую сторону или его может не быть вообще. Причем изменение направления иногда происходит даже в течение одного часа. Это необычное явление связано с большой площадью и самого плеса, и озера Серемо. Ветер, пусть и слабый, гонит воду то в озеро, то обратно, а так как в начале лета сильный ветер здесь дует часто, то и течение бывает достаточно сильным, и тогда приходится переходить на ловлю впроводку с дальним отпуском поплавка.
    Особенность поведения местного леща, во всяком случае в мае-июне, заключается в том, что он практически не держится на русле. Наш эхолот ни разу не показал крупных рыб на глубинах более трех метров. Причина, видимо, в том, что само русло реки практически повсеместно абсолютно чистое и отъедающемуся после нереста лещу здесь просто нечего делать. Другое дело бровки, их, как правило, несколько, и они часто идут уступами. На одной из моих старых уловистых точек метрах в двенадцати от берега шел уступ шириной приблизительно в метр. Если удавалось точно положить туда прикормку, а потом оснастку, то поклевки шли на каждом забросе. Однако, если насадка падала дальше на свал или ветер просто стягивал ее с уступа, поклевки можно было ждать очень долго. В прошлом году эта точка была, пожалуй, одной из лучших, но на этот раз от нее пришлось отказаться. По какой-то причине на уступе было очень много зацепов, так что ловля превратилась в мучение. Судя по всему, течение - а во время половодья оно здесь очень мощное - смыло с уступа часть грунта, обнажив корни росших здесь когда-то деревьев. Пришлось смещаться дальше вдоль залитого водой заболоченного берега. Новое место заметно отличалось по рельефу, но оказалось не менее уловистым. После первой бровки дно плавно понижалось к руслу и на дистанции заброса моей удочки было практически горизонтальным, а еще через пару метров начиналась дальняя бровка.
    На рыбалку я обычно отправлялся рано, еще на рассвете. Как правило, в первый час-полтора поклевок леща не было, но красота рассвета на реке с лихвой окупала пару недобранных часов сна. Зная, что лещ любит обильно поесть, я каждый день готовил таз прикормки с глиной. Несмотря на то что погода стояла жаркая, прикормка в течение дня оставалась свежей, но на следующий день ее оставлять было нельзя. Первый закорм - 5-6 шаров размером с апельсин. После этого можно было спокойно готовить удочку и наслаждаться утренним пейзажем. Хотя поклевки начинались уже через 10-15 минут, на них можно было даже не реагировать, так как первой у прикормки оказывалась мелкая густера. Надо отметить, что здесь эта рыба зачастую вырастает до 400-500 грамм и по вкусу не уступает лещу, но такие экземпляры попадаются редко, вес же рядовой густерки обычно не достигает и ста граммов. В какой-то момент бесконечное дерганье густеры прекращалось, и это служило своеобразным сигналом того, что подошел лещ.
    Считается, что поклевку леща легко отличить от поклевки другой рыбы по выкладыванию поплавка. Местный лещ тоже иногда выкладывает поплавок, но чаще его поклевка выражается в подъеме поплавка на 4-5 см. В этот момент и надо подсекать. Если ждать дольше, то велики шансы, что, наколовшись о жало крючка, лещ выплюнет насадку. Впрочем, крупные, от 1,5 кг, лещи, как правило, вообще не поднимают поплавок, их поклевка больше напоминает частое дерганье густеры. После подсечки крупного леща первое ощущение - зацеп. Удочка сгибается, но рыба не сдвигается с места. Вообще, чем крупнее лещ, тем меньше он сопротивляется при подъеме - видимо, не понимает, что с ним может произойти что-то неблагоприятное. Но когда он оказывается у поверхности и видит рыбака и подсачек, тут уже можно ожидать мощного рывка, и надо быть готовым к тому, что в подсачек вы его заведете с третьей, а то и с пятой попытки. В норме лещ клюет волнами: в течение 20-30 минут поклевки могут происходить на каждом забросе - потом все стихает. Возможно, лещ подходит стаями или за это время успевает съесть всю прикормку. Так или иначе, но с прекращением клева стоит подбросить два-три шара прикормки и ждать возобновления клева. Под вечер, часов после семи, клев заканчивался, и перед уходом мы закармливали точку оставшейся прикормкой.
Снасти и насадки
    В отношении насадок местный лещ весьма неприхотлив. С точки зрения эффективности лучший вариант - с десяток опарышей, насаженных на крючок поочередно. В этом случае после поимки рыбы не было нужды менять всю насадку, достаточно было снять лишь измочаленную личинку и подсадить новую. Очень желательно, чтобы на крючке хотя бы один опарыш был жив - это явно улучшает клев. Кстати, "толпа" опарышей на крючке отчасти помогала в борьбе с вездесущей густерой. Она обычно хватала только одного и дергала, пока от него не оставалась одна шкурка. В то время как при использовании червя такая поклевка заканчивалась обычно потерей всей насадки. По этой причине червей мы использовали редко - чаще при ночной ловле, когда активность густеры была минимальной. В этот раз лещ начал неплохо брать на консервированную кукурузу, правда только в сочетании с кусочком червя или опарышем. Возможно, яркое желтое пятно привлекает леща с большего расстояния. Такое вполне может быть, тем более учитывая, что зимой лещ охотно идет на чертика с желтой бусинкой.
    Что касается снастей, то я предпочитаю использовать удочку с кольцами и катушкой, длиной 7 метров. Чаще всего такой длины достаточно для того, чтобы ловить ей как махом, но все же катушка не является лишним элементом. Во-первых, в некоторых местах приходится ловить на большем расстоянии, чем позволяет длина удилища, но это не самое главное. При ловле леща, в чем я не раз убеждался, нередки поклевки щуки, в том числе и далеко не мелкой. В прошлом году мне удалось вывести одну на 2 кг, в этом - двух по килограмму, а борьба со щуками без помощи катушки может закончиться поломкой удилища. С леской все просто: местный лещ мало обращает внимания на ее диаметр, так что 0,2 мм вполне подходит. Возможно, такая толщина лески излишняя, но зато она значительно меньше путается, что при частых перезабросах является большим плюсом. Из особенностей монтажа оснастки стоит отметить, что лучше использовать поплавки с минимальной собственной огрузкой и большой на леске, например, 2+4 г. Грузила имеет смысл сдвинуть вместе и расположить их сантиметрах в 15 выше подпаска. В этом варианте будет меньше перехлестов, а насадка быстрее дойдет до дна и не достанется мелкой густере, обычно стоящей несколько выше леща.
    Ловля леща на Селигере продолжается весь сезон, но, начавшись весной в протоках, в середине лета она плавно перемещается на плесы, где лучшей снастью будет уже бортовая удочка.
Рыбак рыбака

Николай Чевтайкин

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2011. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.