Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Ретриверы: охота и спорт

1В охоту я пришёл уже в зрелом возрасте, и на сегодняшний день мой стаж около семи лет. Я начинал с охоты на водоплавающую дичь, а именно с утиной охоты. Она и осталась для меня самой любимой.

   Утиная охота, с одной стороны, наиболее доступна для простого охотника, с другой стороны, она очень интересна из-за своего разнообразия. На утку можно охотиться на вечерних и утренних перелётах, с подхода, с чучелами, с подсадной, на лесных болотах и больших водоёмах и т. д. Но неповторимой утиную охоту делают духовой манок и работа собаки. Духовой манок позволяет разговаривать с природой, управлять ей. А собака даёт возможность охотиться в местах, трудных для подбора битой дичи, и наслаждаться красивыми подачами.
    В общем, к 2014 году я понял, что без собаки в большинстве мест, где я охочусь на утку, обходиться очень сложно. Обычно после первой же сбитой утки начинался долгий её поиск, и на этом охота часто заканчивалась. Иногда стрелять вообще не имело смысла: трофей было не достать. Кроме того, собака – друг, разделяющий твои интересы и, в отличие от людей, готовый в любой момент составить тебе компанию на охоте.
    Около года я присматривался к различным породам собак: лабрадорам, курцхаарам, дратхаарам, спаниелям, эпаньоль-бретонам (только начавшим появляться у нас в стране). Много читал, смотрел видео на YouTube, ездил на выставки, общался с хозяевами. Но окончательный выбор смог сделать, приехав на Фестиваль охоты с подружейной собакой «Петров день». Там я увидел все интересующие меня породы в работе, увидел потрясающие подачи Шмеля, первого в нашей стране лабрадора рабочих линий, и познакомился с Юлией Вершининой, его хозяйкой и основательницей «Школы Шмеля»
А дальше выбрать нужную мне породу было совсем просто.

  • 1Для проживания собаки в городской квартире требовалось отсутствие любой агрессии к людям и животным, отсутствие лая, воя. Поэтому ретривер.
  • Для хорошей утиной охоты нужна каменная выдержка, абсолютная управляемость собаки на больших расстояниях при уверенной самостоятельной работе, огромное желание работать для хозяина. Поэтому лабрадор-ретривер рабочего разведения.

   Вот так и стал моей первой собакой лабрадор-ретривер рабочего разведения по кличке Дарт (в родословной – Метсасухарин Яаапуикко) из Финляндии. Сейчас ему 2,5 года, а полноценно охочусь я с ним уже второй сезон. Но ранее мне также приходилось охотиться с Леди (лабрадор рабочих линий из США) и Цариной (лабрадор рабочих линий из Англии) и наблюдать за другими рабочими лабрадорами на тренировках и тестах. Этих лабрадоров отличает высокая мотивация и работоспособность. При должной подготовке это машина по быстрому поиску и безукоризненной подаче битой дичи (птица/пушнина). А «мягкая пасть» ретривера позволяет подать подранка в таком состоянии, в котором он был найден.
    Но для качественных охот требуется не только соответствующим образом подготовить собаку, но и поддерживать полученные ей навыки. Сезон утиной охоты длится всего 3–4 месяца в году, а в остальное время собаке тоже нужна работа. Для меня это и занятия с собакой, и участие в состязаниях. Состязания позволяют оценить работу собаки по разным аспектам в условиях, приближенных к охоте, и при необходимости провести «работу над ошибками» перед и во время охотничьего сезона. На охоте же мы обычно увлечены процессом и не замечаем своих ошибок и ошибок собаки. А на следующей охоте эти ошибки могут закрепиться. Поэтому, когда я узнал, что у нас будут проводиться международные состязания ретриверов ранга CACIT по правилам FCI (Field trial), то принял решение в них учувствовать.
    Мероприятие состоялось 21 октября 2017 года. Главным судьёй был Ton Buijs (Нидерланды) – эксперт мировой величины, неоднократно судивший крупнейшие филд-трайлы в Европе. Принять участие в этих состязаниях для нас с Дартом была большая честь и ответственность. До этого мы успешно принимали участие в российских соревнованиях по правилам РКФ (Чемпионат РКФ по розыску и подаче битой дичи, Кубок РКФ по розыску и подаче битой дичи), по европейским правилам рабочих тестов (внутренние рабочие тесты «Школы Шмеля») и по универсальным правилам (Фестиваль охоты с подружейной собакой «Петров день»). Но если национальные правила и рабочие тесты лишь в разной степени имитируют охоту, то стержнем филд-трайла и является самая настоящая охота – загонная охота на фазана с использованием ретриверов по основному породному предназначению: в качестве апортирующих собак. Загон может проводиться как при стоящих на месте участниках, когда загонщики обследуют перспективное место, так и при движении участников вместе с загонщиками.
    В случае загона «с движением» участники и эксперты идут за стрелками и загонщиками. Движение происходит строго в линию. Собаки обязаны быть без поводков. В качестве собак, работающих до выстрела, использовались спаниели: они поднимали фазанов под выстрел загонщиков. В случае подъёма и выстрела движущиеся участники останавливаются, и загонщики отзывают спаниелей. Далее эксперты выбирают участника для подачи. Ведущий должен послать собаку за битой дичью и при необходимости корректировать её действия свистком, звуковыми командами и жестами. Принесённую дичь ведущий передаёт эксперту для тщательной её проверки на наличие повреждений от хватки ретривера. При загоне со стоящими на месте участниками сначала выполняется отстрел нескольких птиц, после чего эксперты последовательно дают задания участникам на подачу конкретной, указанной экспертами птицы.
    Основные отличия прошедшего филд-трайла (далее ФТ) от соревнований, проводимых по российским правилам, заключаются в том, что задачи, стоящие перед участником и ретривером, гораздо шире и сложнее, а требования жёстче. Любые нарушения (даже незначительные) наказываются дисквалификацией: срыв на подачу до разрешения эксперта, скулёж, потеря контакта «ведущий – собака» (собака перестаёт чётко реагировать на команды). Любой физический контакт с собакой, а также работа по целой, не раненой птице недопустимы. Плюс к этому работать приходилось в действующих охотничьих угодьях с разнообразным рельефом и растительностью, с непредсказуемыми местами взлётов и падений дичи (нередко скрытых за деревьями, кустами и высокой травой), при сильных запаховых раздражителях (наброды и сидки), визуальных отвлечениях (работающие спаниели, загонщики, внезапно взлетающая и падающая дичь), звуковых раздражителях (лай спаниелей, команды и свист загонщиков, выстрелы). Кроме того, на ФТ часто случаются подранки, способные иногда убегать на десятки метров от места падения. Но их тоже надо найти и подать. Так что из-за сложности заданий и условий работы на ФТ умения собаки работать самостоятельно недостаточно. Поэтому, в отличие от российских соревнований, кроме самостоятельной работы собаки оценивается её управляемость и умение работать в контакте с ведущим, а также чёткость работы самого ведущего. Ведь на охоте охотник и собака – это единое целое.
1    Если сравнивать с национальными правилами, то я, как практикующий охотник, могу сказать, что формат проведения ФТ и требования к участникам гораздо ближе к реальной охоте на утку, чем российские правила. Даже несмотря на то, что объектом ФТ является фазан, а не утка. Во время охоты охотник в первую очередь должен думать об охоте, а не отвлекаться на собаку. Собака на протяжении всей охоты, а это обычно несколько часов, сама должна контролировать своё положение по однократно отданной команде «рядом», но при этом следить не только за действиями охотника, но и «за небом», а также запоминать все места падения дичи. Ведь на реальной охоте на утку, гуся или голубя далеко не всегда есть резон посылать собаку на подачу после каждого налёта. Высланная собака в зависимости от ситуации должна уметь как самостоятельно принимать решения, так и чётко исполнять команды ведущего, чтобы в кратчайший срок выполнить подачу, а при необходимости сделать это ещё и в задаваемой охотником очерёдности. Ведь во время утиных налётов каждая минута на счету, а целесообразность подачи сначала «дальнего» подранка, а только потом «близкой» чисто битой дичи сомнений не вызывает. Кроме того, подранок после выстрела на 35 м может спланировать за 100 и более метров от охотника. В этом случае необходим навык взаимодействия с собакой на больших расстояниях, что также требуется для выполнения части заданий ФТ.
    Сейчас, я думаю, ни у кого из охотников уже нет сомнений, что лучше всего с этими задачами справляются ретриверы рабочих линий. Сочетание врождённых рабочих качеств делает их способными работать согласно перечисленным требованиям. Но всё равно всему комплексу навыков по быстрой и качественной подаче битой дичи собаку надо сначала обучить, уделяя ей много времени и внимания. Только тогда вы из надёжного друга сделаете ещё и прекрасного охотника. Ретриверы рабочих линий очень обучаемые, именно поэтому если вы их сразу не обучите хорошему, то они могут сами быстро научиться плохому.
    В странах Европы ФТ ретриверов проходят достаточно часто, и жители этих стран – не только заводчики и тренеры, но и сами охотники – имеют возможность регулярно практиковаться в этих интересных состязаниях как у себя дома, так и у «соседей». В России соревнования такого уровня проходят пока только раз в год. Поэтому я рекомендую всем охотникам с ретриверами, независимо от линий разведения, использовать эту возможность и участвовать в ФТ. Каждый участник получает огромный опыт от этого непростого состязания, замечания и рекомендации экспертов, имеет возможность посмотреть на работу других собак, находит новых интересных друзей. А главное, лучше узнаёт себя и свою собаку.
Русский охотничий журнал

Андрей Иванов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2018. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.