Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Охота и рыбалка в России. Взгляд изнутри.
Начало Часть 14

1   Так к чему же мы пришли в нынешней России?

  Признаюсь откровенно, собирая материал для этой статьи и анализируя как его, так и всё то, что видится вокруг, искал хоть мизерную зацепку, которая бы показала хоть какое-либо изменение к лучшему за последние четверть века после развала СССР, в той части жизни нашего общества, о которой пишу – в промысловой и любительской охоте, рыбной ловле, а также в охране природы. Но не нашел ничего, что бы указывало даже на возможные перспективы улучшения ситуации в будущем. При той, уже заметно укоренившейся системе, созданной в нашей стране. Мы, к сожалению, неминуемо катимся в пропасть.
Не скрою, что более всего волнует судьба простого российского мужика, на котором всегда Россия держалась. А также будущее Сибири и Дальнего Востока, как бы это для кого-либо пафосно не звучало.
Лично для меня наиболее показательным примером, в каких жизненных обстоятельствах оказался сегодня сибирский мужик в отдалённом месте, является приватный рассказ одного из дальневосточных промысловиков, когда он два года назад, двигаясь зимой в тайге вдали от охраняемых территорий по своему путику, нос к носу столкнулся с огромным тигром. И минут пять боролся сам с собою, держа на мушке карабина голову зверя и решая в своём мозгу труднейшую для себя задачу, нажать на спуск или не нажимать.
С одной стороны, ему не хотелось стать убийцей редчайшего краснокнижного животного (в отличие от известных нам чиновников на вертолёте), с другой же, на кону стояла реальная возможность многое в своей жизни поменять – купить новый автомобиль и значительно пополнить бюджет своей семьи. $20 000 - $25 000 платят сегодня наши восточные соседи за шкуру и иные дериваты одного тигра. А то, что он сумел бы всё это китайцам подпольно реализовать, у этого охотника нет сомнений и поныне. Выстрел всё-таки раздался, но только в воздух – тигр скрылся с глаз, как будто его не бывало.
Сегодня, первое лицо государства, позиционируя себя ярым защитником природы, возможно в действительности, а скорее куда более во имя собственного пиара, спасает уссурийских тигров, леопардов (барсов) и на мотодельтаплане с инструктором учит летать редчайших белых журавлей стерхов. Но знает ли он, что творится в наших лесах и на водоёмах?
Численность антилопы сайга в степях нижнего Поволжья уменьшилась на сегодняшний день до критических нескольких десятков тысяч особей с миллионных отметок в советское время.
На сегодня практически полностью утрачена Яно-Индигирская популяция дикого северного оленя в Саха-Якутии, насчитывавшая до развала СССР сотни тысяч особей. Этому способствовали как волки, уничтожающие, наряду с «дикарём», домашние стада оленей и лошадей, так и погодные условия, при которых снежный наст не давал возможности оленям прокормиться.
Прошедший по южным районам Якутии нефтепровод ВСТО изменил пути миграции животных. С началом работ, местные жители практически прямо на окраинах своих населённых пунктов «валили» сохатых (лосей) десятками, а сегодня в публикациях нам говорят о том, что численность лося в республике уменьшилось в 3-4 раза, чем его было четверть века назад.
По словам местных жителей, прокладка нефтепровода по дну реки Лена остановила движение проходной рыбы вверх, но каких-либо исследований на это счёт не было вовсе и видимо не будет никогда.
Сегодня уже стало обычным делом, что осенняя охота на гуся в отдалённых местах чаще всего ведётся при помощи фар в ночное время с лодок. Как и этот же способ браконьерства является самым распространённым видом отстрела копытных, с использованием автотранспорта по всей стране. Занимаются им, как правило, «неприкасаемые» в погонах, не страшась того, что их кто-либо накажет.
Сегодня Соцсети и форумы в Интернете обнажили всё, что связано с рыбалкой и охотой. В них вы можете для себя узнать массу интересного. Как, к примеру, при помощи параплана с мотором за спиной правильно загонять копытных на линию стрелков. Или как сделать так, чтобы отстрелянные гильзы из автоматического оружия не попадали под винт, когда «долбишь» с воздуха из мотодельтаплана косуль, оленей, лосей или кабанов. Как правильно поставить ногозахватывающую петлю на звериной тропе, чтобы зверь, попав в неё, дождался прихода «охотника» живым.
Другие с вами поделятся, как они теперь ловко расставляют на звериных тропах фотоловушки, что фиксируют точное время прохождения животных по этой тропе – вам останется данными только воспользоваться. А от предложений на приобретение разнообразных «электроудочек», прямо в глазах рябит.
Можно было бы здесь и сейчас привести не менее подлые современные новации в сфере браконьерской добычи, но рука не поднимается это сделать, дабы кто не воспользовался ими. Пока наша охот или рыбинспекция введёт запреты на подобные «новшества», думаю, к тому времени поголовье зверей в российском лесу и рыбы в воде окончательно приблизится к нулю.
 Возможно кто-то, прочитав всё вышесказанное, подумает, что автор просто нагнетает обстановку и всё ещё не столь страшно. Но давайте сравним цифры официальной добычи зверей в России, с добычей в США и в некоторых странах Европы, включая Беларусь. У которой стартовые (ресурсные) позиции с нашей страной четверть века назад были совершенно равными. Но её власть сумела их удержать и даже несколько улучшить, хотя и не добилась пока показателей подобных западной Европе. В основном из-за браконьерства в своих лесах, как это белорусы сами признают.

Таблица
добычи отдельных видов копытных животных в разных государствах  за один календарный год.

1

(Данные по зарубежным странам взяты из Научно-теоретичесого журнала «Охотоведение» №2(52) «Зарубежный опыт охотничьего хозяйства» ВНИИОЗ 2004г. Но вы можете даже не сомневаться - количество добываемой дичи в приведённых странах за последние 12 лет нисколько не уменьшилось, а кое-где даже увеличилось. Данные по Беларуси любезно предоставлены правительством этого государства). 
А вот эта таблица взята без всяких изменений с сайта ФГБУ Центрохотконтроль:

Лимиты и добыча основных видов охотничьих животных в Российской Федерации
1


Глядя на приведенные в таблицах цифры, любой читатель увидит, что в сегодняшней России на 2.7 миллиона охотников, копытных легально добывается всего около 175 тысяч особей (0,065 !!! зверей на одного охотника). Что в десятки раз меньше, чем в станах Европы и Нового Света.
А если эти цифры пересчитать на площадь стран, то продуктивность угодий станет разниться уже в сотни раз. Но давайте не станем забывать, что легальная добыча в России не имеет ничего общего с истинным положением дел, как мы с вами уже договаривались.
Кроме прочего, существенная разница между квотами и реализацией лицензий, говорит нам ещё и о том, что охотники не выкупают их из опасения, что деньги будут потрачены, а зверя добыть они не смогут. Поскольку процент использования приобретённых разрешений на отстрел колеблется сегодня в пределах 85-90% даже в Сибири. Чего во времена СССР никогда не наблюдалось.
Данные по копытным приведены как наиболее показательные. Можете не сомневаться, что положение дел с другими видами охотничьих животных, ничуть не лучше – в стране отмечается только переизбыток волков, шакалов, кое-где лис, енотовидных собак и расплодившихся норок. А те же зайцы, что являются для многих любителей охоты в нашей стране самой желанной добычей, скоро, видимо, действительно будут наперечет.
Так чья же в том вина, что сегодня Россия оказалась в такой ситуации?
Без всякого сомнения, в основе всего лежит государственная политика той власти, которую мы сами выбираем. Об этом же говорит вся мировая практика – историю творят личности, поддержанные своим народом. Иногда загоняя её в тупик.
К концу XIX века подобное положение дел с отсутствием в угодьях зверей сложилось в США. Но в начале ХХ века президентом в этой стране был избран Теодор Рузвельт (не путать с Франклином Делано Рузвельтом), сам опытный охотник, озабоченный отсутствием дичи. Который вместе с историком, писателем и антропологом Джорджем Бёрдом Гриннеллом (George Bird Grinnell) в законодательном порядке создал предпосылки к изменению ситуации.
Что поспособствовало организации единой (а не разорванной на части, как в России, где и спросить не с кого – «У семи нянек дитя без глазу!») Службы Рыбы и Дикой природы США, что стала за всё в ответе. Эти начинания подхватили все охотники страны, вмести со многими известными людьми. Основную концепцию в преодолении кризиса теоретически обосновал и развил писатель, учёный, эколог и защитник окружающей среды Альдо Леопольд (Aldo Leopold). Именно тогда зародилась Североамериканская Модель Охотоведения (North America Wildlife Model), которая продолжает развиваться до сих пор.
И, которую, не грех было бы современной России взять на вооружение. 
Благодаря разумным действиям, Соединённые Штаты со своими соседями на Североамериканском континенте сумели добиться исключительных результатов в возрождении национальной дикой природы и в экологическом воспитании населения. В первую очередь охотников и рыболовов. 
Сегодня в этой стране пресс диких копытных на окружающую среду и сельскохозяйственные угодья таков, что в некоторых местах вынуждены прибегать к отстрелу кабанов с вертолётов и предпринимаются попытки стерилизации белохвостых оленей, дабы искусственно сократить их популяцию.
Как минимум 8 из 10 охотников (практически все, кто этого пожелает) ежегодно имеют возможность добыть по одному копытному животному для собственного стола.
А теперь для всех любителей охоты в России маленькая цитата об этом заморском государстве, как бы наши власти к нему не относились:
По данным IAFWA (Агентства Рыбы и Дикой природы США): «.. ежегодный экономический эффект в стране только от осуществления самого процесса охоты без учёта стоимости добычи, оценивается примерно в 65-70 миллиардов долларов в год...» 
Вы можете себе представить эту сумму? Я нет. В нашей стране в 2014 году было добыто 272 тонны золота. Так вот его цена составляет сумму 6,5 раз (!) меньшую, чем все американские охотники тратят в год на любимое развлечение.
Подобные преобразования в охотничьей отрасли за последнее столетие сумели провести у себя все без исключения развитые страны мира, кроме самого большого по площади государства. Как и ближайшие наши соседи – Швеция, Норвегия и Финляндия (100 лет назад часть России), в которой диких копытных зверей тогда почти не наблюдалось, а сегодня там одних только лосей добывается в 2 с лишним раза больше, чем официально на всей территории РФ. Хотя площадь Финляндии в 31 раз меньше площади России и охотников почти в 10 раз меньше.
В то время как на всей планете охотничьи колбаски традиционно принято вырабатывать из дикого мяса, сегодня производители на Руси их вовсю делают из мяса кур. Как же горда была собой лет 10-12 назад верховная власть РФ, когда «сумела накормить народ быстрым мясом».
Но забыла отчего-то всех граждан страны предупредить, что это мясо выращено на вредных для человека стимуляторах роста и анаболических стероидах, когда цыпленок от момента вылупления из яйца и до его забоя живёт всего 38-41 день (дольше его кормить невыгодно), достигая за 6 недель жизни, веса в 1.5 кг. Тогда как мужик в сибирской деревне ещё 100 лет назад корову держал в основном ради молока для своих детей, кур – ради яиц, а мясо для своего стола добывал дикое.
Рассчитывать сегодня на то, что наша верховная власть пойдёт на какие-либо радикальные изменения в охотничьей отрасли страны, к сожалению совсем не приходится. Стоит лишь одним глазком взглянуть на «Стратегию развития охотничьего
хозяйства в Российской Федерации до 2030 года». Более всего похожую на декларацию о намерениях, кои никогда, никого, ни к чему, не обязывали, как известно.
Тем более, вчера всю охоту в РФ курировал зоотехник, но всё же озабоченный проблемой переизбытка волков в стране, а сегодня на его место пришел юрист с дипломом магистра делового администрирования (МВА. Женева), работавший до своего кресла в министерстве в коммерческих структурах. И, почему-то кажется, получивший свою должность, как стартовую для карьерного роста во власти. Не имеющий при этом в своём аппарате ни одного опытного специалиста – охотоведа-практика.
Но насколько глубоко юристу, пусть и получившему лучшее стандартное образование администрирования в мире, известны проблемы той, некогда немалой отрасли России, коей ему доверили сегодня порулить? И, в немалой степени благодаря которой, 50 лет назад, страна получила нефть, газ, никель и алюминий, доминирующие сегодня в российском экспорте и являющиеся основой Госбюджета. Где, по-вашему, Советский Союз брал валюту, дабы покупать различные станки и технику, пока не научился производить свою? Дабы все эти месторождения разведать и запустить производство.
Что этот человек сам лично знает о той отрасли, которой руководит? Не хочу его обидеть, но вопрос принципиален – от него в немалой степени зависит, как будут, и чем будут жить следующие поколения россиян. Не побоюсь громких слов.
Перед властью страны стоят иные задачи – надо подольше оставаться наверху и не забывать о преференциях в бизнесе своих ближайших родственников и друзей. Объясняя всё происходящее внутри России не своими промахами, часто полной некомпетентностью и бездействием, а ссылаясь на якобы объективные причины, да на советско-ельцинское наследство.
Ведь у нас за последние четверть века сократилось не только поголовье диких зверей в лесу, но и количество граждан страны. Даже по официальной статистике, которой сегодня верить, увы, не приходится, мы по народонаселению всё ещё не достигли того уровня, что был в РФ на момент распада СССР в 1991 году.
1Единственной возможностью сотворить настоящую революцию в деле возрождения былого величия дикого животного мира России, можно будет лишь только тогда, когда хотя бы в законодательную власть придут не лоббисты своих финансовых интересов и не статисты от партий власти (спортсмены да артисты), что видятся в креслах Госдумы сегодня, а люди понимающие и по-настоящему болеющие за будущее страны. Живущие в реальном, а не в иллюзорном мире. Который нам всё более и более насаждают наши СМИ.
Можете ни на йоту не сомневаться, радикальные изменения во всём, что связано с дикой природой России, рано или поздно, всё равно придётся провести – никуда от этого нашей стране будет не деться. Всем нам стоит уразуметь, что всё происходящее сегодня в данной области, это болезнь и, к великому сожалению, прогрессирующая. А любую болезнь, как известно, надо лечить в нарождающейся стадии, а не тогда, когда «уже почки отсохли».
Потому, думается, в нашем государстве давно уже остро назрела насущная необходимость в создании политической партии по типу французской «Охота, рыбалка, природа, традиции» (фр. Chasse, peche, nature et traditions, CPNT). Что до 2009 года была представлена в Европейском парламенте.
Нас миллионы – охотников и рыболовов! Самых активных и деятельных граждан страны!
В противном случае мы с Вами так и будем наблюдать не наличие диких животных в наших лесах, а как ради собственного пиара учат летать стерхов, да спасают барсов с поцелованными в нос тиграми. Которых, без сомнения, тоже надо всячески оберегать и бороться за их сохранение. Но сделать так, чтобы они потом не появлялись в населённых пунктах от бескормицы в тайге. С огромным желанием стянуть с цепи себе на пропитание собаку из ближайшего двора. Как нам об этом с энтузиазмом рассказывают СМИ.
Здесь я выразил свою точку зрения на огромную проблему нашей страны, как мне отчего-то искренне кажется. Ваша же точка зрения может быть совсем иной. Как и Вы, возможно, не замечаете вовсе никакой особой проблемы в том, что в лесах государства на глазах исчезает дикий зверь. Точно так же, как никакой проблемы в этом не видит и наша власть.
Но тогда, боюсь, Вы живёте в другой стране, и она у Вас называется вовсе не Россия. Да, видимо, и планета тогда у Вас совсем другая.

Виктор Карпов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2017. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.