Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

 

 

Охота и рыбалка в России. Взгляд изнутри.
Начало Часть 3

1   Наряду с соболем, охота в России в царские времена велась повсюду, на все виды дичи и людьми любого сословия, для кого она представляла интерес. Если в центральной России какие-либо ограничения ещё кое-где существовали, то за Уралом вдали от крупных поселений она производилась круглогодично, поскольку была неотъемлемой частью жизни большинства людей. Тем более даже по царским указам, жителям Сибири и Севера России разрешено было производить ?ловлю и стреляние птиц и зверей в удобное для них время в течение круглого года невозбранно?.

   Но в России всегда были и наблюдаются в наши дни разительные отличия между охотой на Европейской территории страны с охотой в Сибирских землях. Если охотники центральных областей испокон веку с радостью травили борзыми лис и волков, что сегодня уже ушло в прошлое, до сего дня почитают за счастье погонять с гончими зайцев и лис, всегда уважали и до сих пор уважают культурную охоту с подружейной собакой на бекасов, перепелов или дупелей. Извечно вожделеют попасть на весеннюю тягу вальдшнепа, когда природа просыпается от зимней спячки, то основная масса сибирских охотников во все времена оценивал такую охоту как откровенное баловство. Для них и сегодня мелкая пернатая дичь не считается объектом охоты - на ?хоркающих? и ?цикающих? весенних вальдшнепов они даже не обратят внимания, если их услышит и у них не затрепещет сердце в груди от азарта. Хотя среди нынешних охотников встречаются исключения.
Со стародавних времён охота с гончими восточнее Уральских гор была не принята вовсе и стала появляться там сравнительно недавно. Точно так же, как в Сибири отсутствует охота на волков с флажками - огромные лесные массивы, а дальше к северу сплошная тайга не дают возможности гарантированно отследить и обложить этих зверей. Как и нет охоты на серых хищников ?на вабу? - волки всегда найдут место, где можно устроить логово вдали от людей и отследить их на огромной территории без дорог невозможно. Потому волк чаще всего случайно попадает под выстрел сибиряка.
1Сибирскому охотнику всегда были больше по душе разнообразные охоты на копытных зверей. Классические загоны, что приняты по всей стране и существуют со времён сотворения мира людей. В Сибири они в основном проводятся в южных, лесо-степных районах, где проживали и до сего дня живут скотоводы, рождённые в седле. Трудно передать словами музыку бурятского гона, когда стрелки уже встали на номера, привязав позади себя коней, и первый гортанный крик загонщика разнесётся по всей округе. Есть что-то первобытное и мистическое, идущее от их далёких предков в многоголосых и переливчатых, накатывающихся байкальскими волнами звуках того гона - оре, вое и улюлюканье. То слышимых явственно, то тонущих в распадках. А то вдруг вспыхивающих на полную громкость, словно пучок сухой травы от спички после первых выстрелов стрелков и достигающих своего апогея в заключительной канонаде. Когда мелькающие за пределами убойного выстрела косули или изюбри уходят прочь из загона вбок, но каждый участник действа считает себя вправе без всякой надежды по ним ?на удачу? пальнуть.
Не охота это вовсе –потеха. Теперь всегда малодобычливая, иногда ругливая с исканием виноватых, но чаще всё-таки весёлая и радостная. С неизменным, согласно традиций, камланием с водкой –прошением удачи у духов ещё до начала гона и благодарением их после него. С измазыванием кровью физиономий впервые положивших зверя, и с обязательным возлиянием во время обеда. Со смехом, шутками и прибаутками. С бестолковостью и нетерпением, несоблюдением элементарных правил охоты редко берущими оружие в руки людьми, но считающих себя всё же охотниками.
1Куда добычливее другая загонная охота, но теперь на другом краю Сибири и у другого народа –якутов. На Полюсе холода в Саха-Якутии, где температура зимой нередко опускается за –60oС, но как нигде больше на планете Земля плодятся зайцы-беляки в таких количествах, что в пиковый по численности год съедают всю траву и весь подрост на огромной территории, не давая возможности местному населению прокормить домашнюю скотину. Где испокон веков, в устоявшееся предзимье (дабы добыча завтра не испортилась), ходили на загон всей деревней –от мала до велика, и количество добытых зайцев за один оклад могло исчисляться тысячами особей. Эта охота есть и сегодня, давая существенную прибавку к столу всех жителей селений, поскольку по существующему негласному закону практически всех сибирских народов, свою долю добычи должен получить каждый. Даже те, кто в силу своей немощи в этой охоте участия не принимал: ?Сегодня повезло мне –я делюсь с тобой, завтра повезёт тебе –ты поделишься со мной!? Не будь подобных законов, сплачивающих между собой людей, малые народы не смогли бы дожить до наших дней.
Но это большие загоны, требующие значительного количества людей, немалого времени и хорошей организации процесса. Куда чаще в Сибири, да и в других местах России, встречался запрещенный ныне ?котёл?. Когда охотники с готовым к выстрелу оружием в руках окружали определённый лесной массив и двигались к заранее обусловленной точке, в расчёте на то, что спугнутые звери неизбежно окажутся в пределах верного выстрела кого-либо из участников. В такой охоте всегда помогали собаки, способные из ?крепи? выгнать зверя под ружьё и добрать подранка. Эта охота была довольно опасной – стрельба велась в направлении всех участников действа, но очень добычливой, поскольку всего 5-6 человек, хорошо знающих местность и места постоянного пребывания дичи, могли охватить большую территорию, окружив внутри котла большое количество зверя.
В России всегда устраивали загоны и меньшим количеством людей. Один-два стрелка с отменным знанием местности и ?лазов? (мест, где пройдёт напуганный зверь) и единственный тихий загонщик, лишь ударяющий, словно случайно, палкой по деревьям или время от времени ломающий сучья, дабы особо не пугать дичь, часто давал и даёт хороший результат. Как и охота с подхода скрадом, что требует опыта, хороших навыков, быстрой реакции, точного глаза и твёрдой руки. Охота с подъезда на коне, отстрел из засидки, на переправах, на тропах, на искусственных и естественных солонцах. Охота на благородного оленя ?на реву? и лося ?на стон? в период их гона. Охота со зверовыми лайками, способными лося остановить и охота на изюбря, марала или кабаргу, которых лайки остановить не в состоянии, но загоняют ?на отстой?. Это основной перечень охот за Уралом, к которым сибиряк всегда относился и относится с трепетом.
Всё это ?правильные? охоты, которые по душе той части охотничьего сообщества страны, что с любовью и уважением относятся к нашей природе и её животному миру в частности. Но в России, всегда существовали и до сего дня существуют ?хищники?, коих и охотниками не назовёшь. Что живут по принципу ?После нас хоть потоп!? и ? На наш век хватит!?. Для которых нравственной стороны в этом вопросе не существует вовсе. Которые своими деяниями обязательно развратят вокруг себя множество других и те начинают действовать так же – не давая зверю шанса на выживание. Потому к началу ХХ века в нашей стране практически полностью были истреблены зубры, и подлые имена тех двуногих, кто это сделал, останутся в памяти человечества навсегда. На европейской территории страны почти не осталось лосей, исчезли с лица земли стеллерова корова, дикая лошадь и другие животные.
О том, что в государстве появились немалые проблемы с животными миром (как такое же случилось и в странах Европы, и на Американском континенте) российские учёные-зоологи заговорили в конце XIX-го века, когда стало понятно, что пресс охоты на отдельные виды зверей превысил всякие пределы и для их сохранения необходима строгая защита территорий с соответствующими законами. Но в царское время этим законам не суждено было появиться на свет.
***
Картина Татьяны ДанчуровойОтдельной темой можно рассматривать охоту на бурого медведя, которого на Руси с древности считали не просто зверем, а подобным человеку - превращенным когда-то волшебным образом в зверя. Согласно данного поверья, медведь никогда не нападает на человека сам, а лишь из мести за причиненное ему неудовольствие или в качестве наказания за грех, совершенный человеком. Даже гибель коровы от лап медведя объяснялась когда-то тем, что ?Бог позволил?. Стоит признать, что доля истины в этом есть и сегодня.
В культуре практически всех многочисленных народов и народностей нашей страны, разнообразных в своих верованиях, культ медведя в сказках, сказаниях и былинах в той или иной мере воспет обязательно. На бурого медведя охотились и охотятся в России всевозможными способами: у привады, весной в гористой местности ?на солцепёках?, догоняют с собаками, караулят на овсах, ?берут? медведя на берлоге, ?принимают? на рогатину. Ставили и ставят на медведя различные ловушки.
Картина Татьяны ДанчуровойСуществуют и территориальные предпочтения как у самих медведей, так и охоты на них. К примеру, в Сибири (по крайней мере, в Восточной), медведь отъедаться на овсы молочной спелости никогда не выходит - для пополнения жировых запасов ему хватает иных кормов. Потому об охоте ?на овсах? в Сибири слышать никогда не приходилось, в то время как западнее Урала нет высоких гор, потому охоту с подкарауливанием данного зверя весной ?на сонцепёках?, практически не встретишь.
Самым экзотичным и исконно русским видом охоты на этого хищника являлась охота на него с рогатиной, которой в наши дни уже, наверное, не увидишь – желающих рискнуть своей жизнью видимо больше нет. Совершенно очевидно, что такой способ добычи народился ещё в те самые времена, когда не только огнестрельного, но и холодного оружия люди не знали. Поскольку, по убеждениям тех же эвенков из былых времён, он основан на врождённом инстинкте зверя, согласно которого ?если ты находишься к медведю лицом, то он перед человеком всегда встанет?, - то есть поднимается на задние лапы в стремлении обрушиться на жертву сверху. По всей видимости, эту непреложную данность с молоком матери впитывали в своё сознание все таёжные народы. Судя по тем же рассказам, исключением, когда медведь мог ринуться на человека на четырёх лапах, словно тигр или лев, могло служить лишь слишком малое расстояние между зверем и охотником, а также чересчур напористая работа собак. Но при их отсутствии, бросавшийся когда-то на древнего человека хозяин тайги вел себя согласно своему инстинкту и тот имел единственный шанс остаться в живых, если успевал перед грудью медведя подставить тщательно заостренный конец крепкой палки, уперев другой её конец в землю. Зверь, не способный мгновенно отказаться от нападения, сам всей своей массой насаживался на кол, разрывая собственные внутренние органы.
Сколь бесстрашия, силы, проворства и удали надо иметь человеку, чтобы сначала спровоцировать нападение на себя – иначе медведь нападать не станет, а потом ?принять? зверя на рогатину. Которая представляла из себя толстое древко с насаженным на него специальным тесаком. Со временем появились рогатины с широким обоюдоострым лезвием на конце, и обязательной поперечиной ниже этого лезвия, дабы зверь пред своей смертью не достал охотника.
А все коренные таёжные жители Сибири и Дальнего Востока (те же эвенки) всегда ходили и до сего дня иногда ходят по тайге с ?пальмою? в руках – лёгкой, но крепкой полусухой палкой, на конце которой прикреплен специальный большой нож. Пальма служила орудием для многих дел, но главным её предназначением всегда являлась защита от медведя в критический момент. Поскольку даже нашим современникам, живущим в куда менее населённой медведями стране, чем в давние времена, но проводившими много времени в одиночку в тайге, приходилось пережить неожиданную атаку этого зверя, а некоторым ни один раз.
Пальма. В прошлом обязательное оружие в руках таёжных жителейЛетописи донесли до нас, что в прошлые века иные охотники в год с рогатиной добывали по два-три десятка медведей. Пощекотать свои нервы и померяться силой с этим зверем выходили не только простолюдины, но и люди высших сословий, даже цари. Правитель Руси царь Алексей Михайлович, царствовавший в середине XVII века, не единожды самолично выходил с рогатиной на медведя.
По наблюдениям, в разных местах России, где медведей и сегодня немало, их отношение к человеку тоже разное. Есть районы, где нападения на людей отмечаются довольно часто, но в основном подобные случаи редки – не провоцируй хищника и он тебя не тронет. Исключением может служить неблагоприятный для медведя год, когда отсутствие кормов в тайге и как следствие отсутствие возможности нагулять достаточное количество жира на зимнюю спячку, вынуждает этих хищников заниматься каннибализмом, нападать на домашний скот, разорять человеческие жилища, становиться зимой ?шатунами? и бросаться на человека.
По официальным данным, за осень 1978 года в одном из административных районов Восточной Сибири на четверть большем по площади такой страны как Дания, но с населением 30-35 тысяч человек, рядом с немногочисленными посёлками было отстреляно 386 медведей (27 возле одной деревни), а в соседнем районе - более 270 (данные С.К.Устинова). Людям было страшно отойти от дома в лес - человеческие жертвы исчислялись десятками. В тайге погибло много геологов и промысловых охотников. При том, в этих же самых районах 1961-й и 1962-й годы были куда более страшными относительно ?медвежьей напасти?, было больше жертв, как и пришлось отстрелять большее количество медведей, чем в 1978-м. Но точной статистики по этим годам, к сожалению, не сохранилось..
продолжение>>

Виктор Карпов

   
© Интернет-журнал «Охотничья избушка» 2005-2017. Использование материалов возможно только с ссылкой на источник Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.