|
|
|
|
Русский охотничий рог
Многие-многие
столетия, а может, и тысячелетия (точнее сказать трудно) насчитывает
история сигнального рога...Из чего его только не делали… Из рогов
животных, из морских раковин, из дерева, из бересты, потом стали
делать из металлов: из серебра, меди, латуни, нержавейки, "в
безвыходном положении" делали даже из картона и пластика.
Самые известные старинные сохранившиеся
рога сделаны из слоновьих бивней и покрыты искусной резьбой. Они
назывались Олифанты. В легендах говорится о невероятной силе звука
рога Олифанта. Но современный рог из латуни намного превосходит
по тембру и громкости костяной рог.
Использовали рога для подачи звуковых сигналов
при военных действиях и, конечно, на охоте. Позднее их стали использовать
и моряки, и почтовики, и железнодорожники - все, кому нужно было
подавать сигналы для оповещения. Но в большинстве областей человеческой
деятельности звуковые сигналы рога постепенно были вытеснены современными
средствами связи. Осталось только изображение рожков на гербах почтовых
и пожарных ведомств, пылятся рожки в музеях, где посетители не могут
сразу и понять, что же это за экспонат. Но в кое-каких сферах жизни
они по-прежнему используются.
Как только рожки начали делать из металла, появилась
возможность компактно закручивать трубу достаточно большой длины,
а следовательно, изменять ее акустические свойства. Рог стал громче,
ему уже можно было задать звучание и извлекать не одну, а несколько
нот. Жан-Батист Люлли ввел охотничий рог в состав музыкального оркестра,
что, наверное, и положило начало европейской охотничьей музыке,
а охотничий рог стал прародителем многих современных духовых инструментов.
Что же такое охотничий рог, рожок или горн? Это
пусть примитивный, но музыкальный инструмент, который может быть
сделан из разных материалов в виде конусообразной или прямой трубы,
звукоизвлечение на котором производится при вибрации губ сигнальщика,
при продутии воздуха через сжатые губы, которые прижаты к мундштуку.
Если же вместо мундштука к рожку приделан язычок, который вибрирует
и издает только один тон, то назвать этот инструмент рогом язык
у меня не поворачивается, а просится только название "дудка",
"гудок" или "дуделка".
Наиболее часто охотничий рог имеет вид закрученной
медной, латунной или сделанной из иного металла трубки с раструбом
с одной стороны и сменным мундштуком с другой. Это и есть так называемая
натуральная валторна. Такие рожки разных размеров чаще всего используют
на охоте в Европе. При умении из такого рожка можно выдуть несколько
нот и сыграть достаточно сложную мелодию. Сигналы, которые используют
европейские охотники, в основном используются при проведении загонных
охот. В России для охоты с гончими, а иногда и при проведении загонных
охот также испокон веков использовались разные рожки и "гудки",
среди которых встречаются исконно русские охотничьи рожки, русские
роговые сигналы. О них и поговорим.
Развитие русского охотничьего рога, конечно,
связано в первую очередь с комплексной псовой охотой, явлением,
которое в России обросло множеством традиций, породило новые породы
собак, лошадей, новую моду. Псовая охота вдохновляла литераторов,
художников и музыкантов, изменила образ жизни многих поколений и
стала уникальным культурным пластом мирового значения… Во времена
расцвета псовой охоты и сложилась в России своя форма охотничьих
рожков и появилась своя система сигналов специально для псовой охоты,
на которой охотничий рог был непременным атрибутом каждого участника.
Это было средство связи и оповещения. Сигналы, которые подавали
участники псовых охот, красочно описаны в произведениях Е.Э. Дриянского,
Л.Н. Толстого, А.С. Вышеславцева, Н.Н. Каразина и других. Вот примерный
их набор: "Напуск гончих", "По лисице", "По
волку", "Направо", "Налево", "Вызов
гончих", "Сбор", "Метать гончих", "Зверь
взят", "На драку" и другие.
Сигналы не были везде одинаковыми. "Старинные русские сигналы
играются обыкновенно более или менее протяжно, во весь дух, начинаются
низкою нотою и с нее переходят на высокую. Сигналы польские, наоборот,
начинаются нотою высокою, а немецкие отличаются большею виртуозностью
и короткостью, сухостью нот и походят на военные", "сигналы
эти, заучиваемые охотниками по слуху, трубящиеся больше по преданью,
переходя из охоты в охоту, из местности в местность, иногда изменяемые
по прихоти и произволу владельцев охот, в последнее время достигли
такого разнообразия, что при охотах съезжих, а также для охотников
посторонних ориентироваться бывает очень мудрено. Эта путаница увеличивается
еще и тем, что в нашу русскую охоту с течением времени заносились
сигналы из Польши, Остзейских губерний и с запада, и здесь, переделываемые
на свой лад доморощенными доезжачими, становились совершенно уже
никому не понятными... Желая достигнуть единообразия в этом деле
и восстановить сигналы старинные, вполне русские, редакция ("Природы
и Охоты") воспользовалась X очередною собачьей выставкою и
присутствием на ней опытных доезжачих и охотников, проверила сигналы
разных охот, выбрала из них только вполне русские, и положила их
на ноты", - писал Л.П. Сабанеев.
В XVIII веке в России был создан оркестр, состоящий
из охотничьих рожков:
"По заказу Нарышкина придворный капельмейстер
и валторнист Ян Мареш видоизменил эти инструменты: одни стали меньше,
другие - больше, а третьи остались прежними. Рога, которые для охоты
делались из меди, начали изготавливать из листовой латуни, а их
длина разнилась от десяти сантиметров до трех метров. Теперь каждый
из них уже имел свой определенный тон. Мареш согласовал их по полутоновому
звучанию и создал единый роговой оркестр. Основная сложность игры
в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и
вовремя сыграть свою ноту. Для записи произведений рогового оркестра
использовалась специальная система нот. Репертуар оркестров получился
удивительно богатым - играли и Гайдна, и Моцарта, и Глюка.
Императрица Елизавета, услышав изобретение Нарышкина,
пришла в полный восторг и приказала немедля организовать роговой
оркестр при дворе. Роговые оркестры быстро завоевали популярность
у русской аристократии. Нарышкины и Голицыны, Салтыковы и Разумовские
наперегонки создавали свои оркестры. За короткий период в Санкт-Петербурге
и Москве их было создано несколько десятков. Свои роговые оркестры
имели также Егерский и Конногвардейский полки. Ни одно значимое
событие не проходило без их участия. Использовались они и как инструмент
внешней политики - в прямом смысле этого слова. Эффект звучания
рогового оркестра считался залогом успеха при ведении переговоров
с иностранными делегациями.
Мода на уникальные, характерные исключительно
для России роговые оркестры просуществовала около ста лет, но потом
сошла на нет.
Принципы игры на русских рогах имеют свою специфику
и мировой музыкальной практике неизвестны. Каждый музыкант на одном
инструменте в определенное время издает только одну ноту - натуральный
тон. Оркестр создает слегка колеблющуюся звуковую картину, которая
поддерживается акустикой зала. Неоднократные попытки возродить русскую
роговую музыку за последние 150 лет не приводили к успеху".
И вот в наше время в Петербурге энтузиасты организовали "Мастерскую
охотничьих роговЪ" и не просто воссоздали охотничий рог XIX
века, а смогли организовать производство всех видов рогов и рожков,
которые использовались в русской псовой охоте. Эти инструменты не
только копируют форму, но и имеют такой же оригинальный мундштук,
как в старые времена. В ассортименте мастерской есть несколько отличающихся
по размеру полукруглых рогов, которыми пользовались борзятники,
рога в виде "козьей ножки", которыми пользовались выжлятники,
тоже нескольких размеров, а также прямые. Для охоты в наших холодных
условиях можно использовать, помимо металлических как пластиковые,
так и выточенные из лосиного рога мундштуки.
"Козья нога" или полукруглый рог борзятника
не так сильно собирает влагу, как "валторна", поэтому
его не нужно продувать перед подачей сигнала в холодное время года.
Такой рог обладает особым звуком. Даже самые взыскательные и консервативные
гончатники будут удовлетворены сочным звучанием. А уж имея настоящий
русский охотничий рог, несложно разобрать ноты, послушать записи
и научиться сигналам, которыми пользовалась русская охота 200 лет
назад
Как бы ни развивался технический прогресс, охотничий
рог пока продолжает оставаться важным инструментом при охоте с гончими.
Именно на звук рога приучают гончатники своих собак возвращаться
с гона. (По рации же не объяснишь собаке, куда идти.) Для этого
каждый раз при кормлении подают сигнал. Живущим в квартирах в любую
погоду приходится выходить кормить на улицу, чтобы закрепить навык
и "покормить с рогом". Поэтому если рано утром по темноте
или вечером вы в городе услышали мощный раскатистый призыв охотничьего
рога, то, скорее всего, это гончатник кормит свою собаку.
Помимо классической охоты с гончими можно по
примеру европейских коллег использовать сигналы рога и на загонных
охотах. Подавать сигналы перед началом и в конце загона, обозначать
специальным сигналом, какой зверь в загоне (например "волк"),
трубить "сбор", "зверь взят" и прочее. В некоторых
хозяйствах даже при наличии раций (которых не всегда хватает на
всех участников охоты) пользуются сигналами рога. Помимо традиционного
колорита четко поданные сигналы рога информативны и более практичны,
потому что исключают шум на номере в отличие от рации.
Будем надеяться, что как у наших предков в XIX
веке, так и у нас в XXI рог будет продолжать звучать на охоте.
"Управившись с делом, охотники подали один
за другим три сигнала ловчему, что "зверь принят". Минут
десять после того борзятники из различных пунктов извещали в рога
о том же... На нашей стороне приняли восьмерых. На правой стороне
затравили волчицу с тремя молодыми и двух переярков. Наконец подали
позыв "Охотникам на съезд!" Рог ловчего гудел уже близ
опушки. Когда мы уже подъехали к тенетам, Феопен только что вылез
из трущебы и, стоя на лугу, гудел в рог без умолка; подле него собралась
уже небольшая кучка собак; остальные одна за другой валились с различных
сторон…" Е. Дриянский, "Записки мелкотравчатого".
Русский охотничий журнал
Владимир Костенко
|
| |